bluesmaker (bluesmaker) wrote,
bluesmaker
bluesmaker

Ст.м. Боровицкая

_STA4326.jpg
Сегодня начнем продолжать изучать крупный пересадочный узел Арбатская - Александровский сад - Библиотека им. Ленина - Боровицкая. Это самый крупный пересадочный узел в нашем Московском метро, здесь в одном месте находятся аж 4 станции. Особый интерес вызывает то, они все находятся практически в самом центре города, центральнее только "Площадь Революции", но туда мы спустимся как-нибудь в следующий раз. В этом узле все настолько переплетено, что пока я в свое время не нашел и не увидел схему пересадок, мне долгое время казалось, что это какой-то нескончаемый лабиринт переходов и ходов, где всякий раз можно найти какой-то ранее неизвестный проход. Наша сегодняшняя станция "Боровицкая" появилась в этом узле последней, в 1986 году Серпуховско-Тимирязевскую линию продлили от "Серпуховской" и "Боровитская" почти два года была конечной на "серой" ветке. Кто бы что ни говорил, но Серпуховско-Тимирязевская линия с её станциями очень интересна в плане того, что она строилась в очень непростое время 80-е, 90-е и 2000 годы. При этом советские мотивы в оформлении постепенно отходили на второй план, а в 90 и вовсе исчезли. Это поставило архитекторов в интересное положение. С одной стороны не было какой-то идеологической нагрузки, и можно было реализовывать какие-то свои оригинальные идеи, но с другой стороны скудное финансирование не давало развернуться по полной. Давайте смотреть, что же удалось сделать в делеком 1986 году.


Немного архивных фото... их действительно очень немного. Станция открывалась в такое время, когда мало кто интересовался строительством новых станций. Где-то наверное есть архивные фото, но в свободном доступе их почти нет. Начнем с фото вестибюля, который был изначально на месте нынешнего. Обновленный вестибюль стилизовали под него, но стилизация конечно очень приблизительная, в стиле лужковско-собянинской реставрации "сделаем такой же но лучше". Вот какой павильон стоял здесь с 1935 года. Красота. Раскладка стекла выполнена тонкими черными полосами с эмблемой Майбаха Московского метро.
Библиотека 1935-2.jpg

Внутри вестибюль выглядел как-то так. Плитка на полу, а также на стенах. Сейчас тут все по-другому. Эти интерьеры не дошли до наших дней.
Библиотека 1935-3.jpg

А вот цветное фото павильона из 80-х. Смотрите какой он был маленький, справа лесенка, можно было подняться куда-то вверх. Жаль, что при строительстве нового вестибюля, павильон существенно перестроили, очень жаль.
Библиотека 1980.jpg

А вот интересное фото со строительства станции. Это платформенная часть. Видно, как хлещет вода из щелей между тюбингами. Справа на путевой стене уже смонтировали основание под камень.
Боровицкая 1986.jpg

Ну и еще одно фото свеженькой чистенькой станции без людей, такой "Боровицкую" увидишь не часто.
Боровицкая 1986-87.jpg

1. Но поехали смотреть, что и как. Хотя наземный вестибюль здесь был построен еще аж в 1935 году, однако сегодняшний павильон - это новодел, которые имеет лишь некоторые черты оригинальной постройки и строго говоря он не имеет ничего общего со станцией "Библиотека им. Ленина", поэтому его разумно отнести к "Боровицкой", тем более, что он построен именно для нашей сегодняшней станции, для "Боровицкой"  он является основным. Более подробно про его историю, про то, как он видоизменялся со временем, я, пожалуй, расскажу, когда буду делать постик про "Библиотеку им. Ленина". Но здесь я его нынешние фото также оставлю, чтобы было понятнее, что и как.
DSC_1046.jpg

2. Вестибюль расположен неподалеку от дома Пашкова.
DSC_1047.jpg

3. Павильон недавно снова подновили, но как обычно на минималках.
DSC_1049.jpg

4. Удивительно, что даже тут, в самом центре Столицы не сумели избавится от проводов на фасаде. Видно, что даже не попытались. Да и хрен с ним, всем и так пофиг.
DSC_3262.jpg

5. Оболочка стилизована под классику, а вот начинка вестибюля совершенно новая. От изначального интерьера совершенно ничего не осталось. Собственно именно поэтому вестибюль относится к станции "Боровицкая", нежели к "Библиотеке...". Места внутри не очень много, при входе попадаем в небольшое помещение, где слева кассы, а посредине линейка турникетов. Немногие знают, что здесь есть эскалатор, он находится справа, вот за этим ограждением, облицованным камнем.
DSC_1044.jpg

6. Сразу за турникетами лестница. Вообще наземный вестибюль и подземный распределительный зал имеют довольно внушительные размеры, поглядите-ка какие мощные колонны держат его потолок.
DSC_3265.jpg

7. Сам вестибюль очень небольшой, как я и говорил.
DSC_1040.jpg

8. А вот лестница получилась довольно эпичная. Отделка простая без каких либо особых декоративных элементов вообще.
DSC_3273.jpg

9. Эскалаторный спуск на платформу. С промежуточной площадки лестницы смотрится довольно эпично. Тут же стена выполненная в том же стиле, что и оформление платформенной части станции. Вверху абстрактное панно, повторяющее своей формой и размерами портал эскалаторного наклона, только оно перевернуто. Как будто внизу сводчатый наклон - это такой отсыл к архитектуре прошлого с её сводчатыми потолками, в верхняя часть - это такое может быть даже солнце, но современное со сложными стилизованными лучами. Пишут, что это чеканка, но не очень похоже, срорее всего это все же керамика (но это не точно), кстати "белокаменный свод" появился тут недавно.
DSC_3267.jpg

10. В другую сторону проход к платформе станции "Библиотека им. Ленина"
DSC_3277.jpg

11. Лобик над лестницей отделан анодированным алюминием - это модный материал того времени. Буквы большие и металлические - сейчас такой красоты не делают. =)
DSC_3278.jpg

12. Вестибюль находится как раз над этой частью, над проходом к "Библиотеке", поэтому потолок тут существенно ниже, кроме того светильники здесь разместили в таких кессонах из все того же анодированного алюминия, за счет чего потолок еще больше опустился. Подобная конструкция светильников тоже довольно популярное решение, достаточно вспомнить ст.м. "Ботанический сад". Кстати колонны отделаны камнями небольшого формата с крупными фасками, из-за чего отделка смотрится вполне декоративно. В не самое жирное время строили станцию, но архитекторам удалось малыми средствами все же сделать это вестибюль узнаваемым.
DSC_3286.jpg

13. Справа притаился эскалатор. Пульт управления эскалатором на стене также облицован алюминиевыми панелями.
DSC_3280.jpg

14. Здесь обычно довольно людно, но короновирус немного поубавил количество пассажиров в метро, особенно днем. В обычные дни и днем тут толпы.
DSC_3283.jpg

15. На стене со стороны прохода к "Библиотеке" висит майоликовое панно с товарищем Лениным. Кто автор этой картины мне найти не удалось. Наверное это последнее по времени появление Владимира Ильича в качестве художественного оформления станции Московского метро. Вестибюль обновили в 1990 году, а уже через год Советский Союз закончился.
DSC_3289.jpg

16. Признаюсь, что никогда не видел этот переход таким безлюдным. Хотя оформление здесь довольно простое, но все же смотрится все очень неплохо, капители колонн выполнены в виде колец из все из того же анодированного алюминия (так по крайней мере кажется снизу). Основным элементом в интерьере здесь является лестница ведущая сверху. Она очень органично тут смотрится, делая интерьер брутальным. Я так понимаю, что не удалось осуществить задуманное в полном объеме, и видимо для прочности конструкции пришлось сделать эту небольшую колонну на втором уровне. Также видно, что камень на боковой стенке нижнего пролета лестницы обрезан под углом, нижняя часть скорее всего облицовывалась позднее. Может быть изначально там была штукатурка, а потом решили положить камень, не знаю, но явно, что решение с камнем в нижней части было принято после облицовки верхней. Очень жаль, что нет фотографий этого вестибюля в момент открытия, вообще конец 80-х, начало 90-х - это самый провальный с точки зрения фотографий метрополитена период, найти карточки из тех времен очень непростою Понятное дело, что людей в то время волновало совсем другое.
DSC_3292.jpg

17. Очень масштабно смотрится. Светлый камень, ребристый потолок из железобетонных балок, граненые колонны и темная дальняя стена, все очень хорошо сочетается.
DSC_3296.jpg

18. А теперь спускаемся на платформу. Нашел у себя фотокарточки с 2013 года, когда меняли зонты на эскалаторном наклоне.  Раньше это были рейки из анодированного алюминия, но их демонтировали. Видимо они не сильно хорошо себя показали в качестве водоотводных зонтов по сравнению с крупноформатным стеклопластиком.
_STA4138.jpg

19. Довольно эпично было. Наверное тогда я (и не только я) впервые так близко увидел обделку из чугунных тюбингов. Их даже можно было потрогать. И еще я помню, что ничего нигде не капало, так что зонту тут работы не так много.
_STA4141.jpg

20. Потом повесили типовой стеклопластиковый зонт, выкрашенный в белый и ламповость этого наклона немного уменьшилась. Зато теперь такие белокаменные своды в контексте отделки платформенной части "Боровицкой" вполне себе выглядят уместно.
DSC_1037.jpg

21. Внизу находится распределительный зал. У него есть интересная особенность. Вся навигация выполнена изначально в виде букв, приделанных над проходами и её, слава богу не тронули, более того, здесь не стали вешать дублирующие лайтбоксы, и это хорошее решение.
DSC_1030.jpg

22. А еще этот зальчик над путями разделен посередине перегородкой, так что пассажиропотоки тут довольно жестко разделены. Не однократно наблюдаю здесь, как по той дальней лестнице (которая на спуск) поднимаются люди и попадают в ловушку, так как они не могут пройти к эскалаторам. Особенно жалко в этот момент старушек, которые так тяжело поднимались по лестнице и которые не могут перепрыгнуть заграждение, как это делают гости из довольно средней Азии или солнечного Кавказа.
DSC_1027.jpg

23. За гермозатвором зальчик с проходами к лестницам на платформу. Раньше здесь было попросторнее, но в какой-то момент сюда влепили будку туалета, а в прошлом году и автоматы с санитайзером.
DSC_3304.jpg

24. Очень интересно обыграли ограждения лестниц. Красивый свод отделанный белым камнем и такая брутальная ограда из швеллеров.
DSC_3314.jpg

25. Станция "Боровицкая" не самая наверное красивая в Московском метро. Но для меня она очень такая... ламповая. Отделка платформенной части кирпичем - это очень крутое решение. Кирпич в интерьере всегда актуален, а сейчас он снова в моде за счет моды на интерьеры в стиле лофт.
DSC_3306.jpg

26. Даже над лестницей не повесили лайтбоксы - круто. Вообще такая навигация мне нравится. Вне зависимости от моды на лайтбоксы, она навсегда останется неизменной частью оформления станции и это хорошо, так как новые элементы не всегда органично сочетаются со старой отделкой.
DSC_3318.jpg

27. С обоих сторон распределительного зала находятся гермозатворы. В качестве декоративной отделки применили снова алюминиевый профиль, но выглядит это все так, как будто закрыто оцинкованным профлистом и создается ощущение, что тут постоянно идет какой-то ремонт.
DSC_1034.jpg

28.
DSC_1024.jpg

29. С этой стороны, со стороны подъема с платформы, также установили туалет. Туалеты на пересадках такое себе решение. Во-первых все дерьмо никуда, по понятным причинам не сливается, а значит здесь есть некая емкость, которую надо периодически опустошать. Такое себе решение. Второй момент, туалет таки платный. То есть вы заплатили за вход в метро, а чтобы отлить вам надо еще заплатить. Более того, если у вас на Тройке записан безлимитный билет, войти внутрь не получится, так как валидатор снимает деньги с кошелька. Поэтому если вы планируете пользоваться этим чудом, вам надо завести на карте Тройка еще и кошелек. Это не очень удобно и не очевидно для пассажиров. Как я понял также трудности возникают и у обладателей льготного проезда вроде студентов и пенсионеров.
DSC_1015.jpg

30. С этой стороны также две лестницы. Соответственно для пассажиров доступны аж 4 лестницы и это сделано из тех соображений, что пассажиропоток тут очень серьезный.
DSC_1016.jpg

31. Лестница на подъем такая же, но, естественно тут нет никаких навигационных надписей, так как люди идут снизу вверх.
DSC_1018.jpg

32.
DSC_1013.jpg

33. Все-таки мне очень нравятся эти арочки в кирпиче. Причем здесь четко понимаешь, что это стилизация, а не прямое копирование кирпичных сводчатых потолков построек прошлого, белые оштукатуренные плоскости дают нужный акцент и форма арок не полукруглая, а несколько приплюснутая, симпатично. Наверху карниз, и где-то в его недрах находится светильник.
DSC_1008.jpg

34. Лестница со стороны платформы.
DSC_1004.jpg

35. Решение с разделением потоков очень хорошее, сейчас мы видим на новых станциях, что подобную схему пересадки реализуют на минималках, используя всего три лестницы, расположенные рядом, вариант со сдвоенными лестницами, разнесенными друг от друга, как мне кажется предпочтительнее.
DSC_0992.jpg

36. А теперь поглядим на переход со ст.м "Арбатская" (Арбатско-Покровской линии) он выполнен в той же стилистике, что и платформенная часть "Боровицкой". Обратите внимание, над лестницами схода на платформу "Арбатской" все та же навигация в виде прикрученных к стене букв, перед ходками наверху абстрактное панно, выполненное из керамики (скорее всего). Здесь, в этом зальчике, на потолке зонт все еще сделан из алюминиевых реек, хотя в эскалаторном наклоне их уже заменили.
_STA1948.jpg

37. Меня не покидала мысль, что карнизы со светильниками мне что-то напоминают и я понял, что это все похоже на салон самолета, а карниз - это багажные полки без крышек. Вообще мне нравится такой вариант карниза, и светильники, спрятанные где-то там глубоко и эти ребра между своеобразными кессонами. Единственное, надо, конечно светильники немного выдвинуть вперед в нишах, чтобы не образовывалась вот эта тень на своде, причем слева и справа тень разной ширины, что довольно странно.
_STA1946.jpg

38. Внизу, над входным порталом еще одно "кирпичное панно". Дальше еще один гермозатвор и снова его облицевали "оцинкованным профлистом".
_STA1951.jpg

39. Со стороны платформы еще одно панно.
DSC_3579.jpg

40. На нем изображен характерный декор нижнего яруса Спасской башни с его белокаменными арками и башенками, а также фигурками львов, держащих в лапах шары.
DSC_3584.jpg

41. Станция расположена практически в самом центре города и во время строительства было обнаружено множество различных артефактов прошлых лет. Кроме того строители наткнулись на кирпичный дом, расположенный на глубине 6 метров под землей, в нем сохранилась мебель и даже посуда. Интересно, повлияла ли эта находка на архитектурный облик станции. Хотя идея тут и так очевидна. Образ старых московских палат со сводчатыми потолками и стенами из кирпича. Из того же кирпича сложен и кремль, который находится на поверхности, все очень логично.
_STA1954.jpg

42. Ккирпич обычно делает интерьер темнее, так как он сам по себе темный и еще не очень хорошо отражает свет. Поэтому им отделаны только проемы между пилонами, а на боковых поверхностях пилонов, выходящих в центральный и боковые залы висит светлый камень. Это в сочетании с белыми сводами и карнизами делает станцию довольно светлой.
DSC_3325.jpg

43. Путевая стена выложена белым камнем - опять же отсыл к белокаменному декору кремля.
DSC_3575.jpg

44. Очень красиво.
_STA1956.jpg

45. Тут и там в "кирпичной кладке" попадаются  изразцы с рисунками на совершенно различные темы. Кстати этот декоративный кирпич, как пишут, был привезен из Прибалтики и он в отличном состоянии до сих пор и мне не удалось найти ни одного потрескавшегося или отвалившегося, качество очень высокое, в отличии от щербатой плитки, которой облицевали пешеходники во время недавней большой "реконструкции".
DSC_1020.jpg

46. Вжух и какая-то электрическая схема.
DSC_3321.jpg

47. А вот птичка. Вообще тут огромное количество этих небольших вставок с десятком сюжетов.
DSC_3322.jpg

48. Главное украшение станции - это панно в торце. Авторы панно художник Иван Валентинович Николаев и его жена Марина Михайловна Дедова - Дзедушинская, они же занимались художественным оформлением станций "Отрадное" и "Достоевская".
DSC_0997.jpg

49. Интересное панно. Небо сделано из золотых кирпичей, и по началу смотрится довольно необычно. Хотя такой прием, когда небо выкладывают золотой мозаикой, был довольно распространен. Достаточно вспомнить мозаики в культовых сооружениях, например известные мозаики в Софийском соборе в Стамбуле, или даже, чтобы далеко не ехать... мозаики станции метро "Киевская" Арбатско-Покровской линии. На панно из керамических панелей терракотового цвета в цвет кирпича отделки станции, изображено дерево, растущее из кремля. Крона его образует карту СССР, а не ветвях изображены 15 человек в национальных одеждах, под ними ленты с названием союзных республик. Тема художественного оформления перекликается с названием станции, которое было ей дано по Боровицкому холму, на котором находится собственно кремль.

Что интересно, подобная картина уже встречалась в искусстве ранее, тот же сюжет с растущим из Кремля деревом использовал известный московский иконописец Симон Ушаков в своей иконе "Похвала Владимирской иконе Божией матери", которая имеет и второе название "Древо государства Российского". Но там на ветках, естественно другие персонажи - там изображены  лики московских святых. Тот же самый золотой фон, на котором растет дерево, многие сюжеты вечны на самом деле и повторяются из века в век, но конечно с другим наполнением, сообразно эпохе... интересная получилась перекличка времен.

Забавно, но художникам видимо задали контур профиля центрального зала, по которому они и сделали свое панно, а в итоге профиль станции вышел другим и в верхней части контуры мозаики и торца центрального зала не совпадают. Хотя наверное ничто не мешало заказать этих золотых кирпичей с запасом и порезать по месту.
DSC_0999.jpg

50. А мы на этом наверное и закончим.
DSC_3577.jpg

P.S. Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

ЧЕХОВСКАЯ <<< БОРОВИЦКАЯ >>> ПОЛЯНКА
Пересадка на ст.м. Арбатская (Арбатско покровская линия)
Пересадка на ст.м. Библиотека имени Ленина (Сокольническая линия)
Tags: боровицкая, метро, метро1986, мосметро, серпуховско-тимирязевская
Subscribe

Posts from This Journal “серпуховско-тимирязевская” Tag

  • Ст.м. Тимирязевская (после ремонта)

    Когда я приезжал снимать ст.м. "Тимирязевская", павильоны были еще не готовы и в подуличниках и вестибюле шал ремонт. Сегодня решил…

  • ст.м. Алтуфьево. 9 кругов ремонта

    Честно скажу, все стадии ремонта на станции "Алтуфьево" я не снимал. В далеком 2015 году я, как и многие наверное пользователи…

  • Ст.м. Алтуфьево

    Станция "Алтуфьево" моя родная станция. Когда мы переехали в Бибирево метро тут еще не было и приходилось ездить до ближайшей ст.м.…

  • Ст.м. Цветной бульвар

    Мне всегда казалось, что станция метро "Цветной бульвар" гораздо старше. Это здание на Цветном бульваре отсылает своей стилистикой к…

  • Ст.м. Владыкино

    Станция "Владыкино" - последняя сороконожка нашего Московского метро. Построена прямо под путями МКЖД с явным заделом на будущую…

  • Ст.м. Аннино

    Станция "Аннино" открылась 12 декабря 2001 года. Не как обычно принято к новому году, а в день, когда в нашей стране празднуется День…

  • Ст.м. Бульвар Дмитрия Донского

    Последняя на сегодняшний день из открытых на Серпуховско-Тимирязевской линии, первая станция московского метро за пределами МКАД... Сегодня речь…

  • Ст.м. Савеловская (Серпуховско-Тимирязевская линия)

    На станции "Савеловская" Серпуховско-Тимирязевской линии в последнее время стала довольно оживленно. Тут сделали пересадку на Большую…

  • Ст. м. Тульская

    Станция "Тульская" принадлежит к интересному типу станций. Это односводчатая станция. Платформа с путями перекрыта одним сводом без…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

Posts from This Journal “серпуховско-тимирязевская” Tag

  • Ст.м. Тимирязевская (после ремонта)

    Когда я приезжал снимать ст.м. "Тимирязевская", павильоны были еще не готовы и в подуличниках и вестибюле шал ремонт. Сегодня решил…

  • ст.м. Алтуфьево. 9 кругов ремонта

    Честно скажу, все стадии ремонта на станции "Алтуфьево" я не снимал. В далеком 2015 году я, как и многие наверное пользователи…

  • Ст.м. Алтуфьево

    Станция "Алтуфьево" моя родная станция. Когда мы переехали в Бибирево метро тут еще не было и приходилось ездить до ближайшей ст.м.…

  • Ст.м. Цветной бульвар

    Мне всегда казалось, что станция метро "Цветной бульвар" гораздо старше. Это здание на Цветном бульваре отсылает своей стилистикой к…

  • Ст.м. Владыкино

    Станция "Владыкино" - последняя сороконожка нашего Московского метро. Построена прямо под путями МКЖД с явным заделом на будущую…

  • Ст.м. Аннино

    Станция "Аннино" открылась 12 декабря 2001 года. Не как обычно принято к новому году, а в день, когда в нашей стране празднуется День…

  • Ст.м. Бульвар Дмитрия Донского

    Последняя на сегодняшний день из открытых на Серпуховско-Тимирязевской линии, первая станция московского метро за пределами МКАД... Сегодня речь…

  • Ст.м. Савеловская (Серпуховско-Тимирязевская линия)

    На станции "Савеловская" Серпуховско-Тимирязевской линии в последнее время стала довольно оживленно. Тут сделали пересадку на Большую…

  • Ст. м. Тульская

    Станция "Тульская" принадлежит к интересному типу станций. Это односводчатая станция. Платформа с путями перекрыта одним сводом без…