bluesmaker (bluesmaker) wrote,
bluesmaker
bluesmaker

Category:

Музей железных дорог Каталонии

DSC_3024.jpg
Каталония считает себя отдельным образованием, всячески открещиваясь от остальной Испании. Соответственно и железные дороги у них свои собственные. И есть даже собственный железнодорожный музей, которому в этом году стукнет аж 30 лет. Это прекрасно, чем больше музеев тем лучше! Главный, основной железнодорожный музей Испании находится в столице (ТУТ можно про него почитать), еще один, как я знаю есть в Стране Басков. И это не удивительно. Развитие железных дорог связано с развитием промышленного производства и добычи полезных ископаемых. Так в Стране Басков добывается железная руда и этот регион один из основных металлургических регионов страны, а Каталония в начале прошлого века становится крупнейшим в стране промышленным центром. Все это требовало хорошей транспортной доступности, для перемещение товаров и людей между городами, в то время основным средством перемещения грузов являлась железная дорога. Железнодорожные музеи всегда меня привлекали. Особенно меня всегда впечатляли паровозы, от первых и довольно простых, до огромных и совершенных последних паровозов. Их эпоха ушла, но эти стальные гиганты до сих пор производят неизгладимое впечатление, теперь в музеях.


1. Музей железных дорог Каталонии находится в городе Виланова-и-ла-Желтру. Сюда можно добраться на электричке из Барселоне за каких-то 40 минут.
DSC_3073.jpg

2. Здание вокзала, на который нас привезла электричка из Барселоны на заднем фоне за забором, оно в двух шагах от музея, который расположился в живописном депо. Вернее когда-то это было депо, а потом его переоборудовали в музей и это прекрасно. Прекрасно, что оставляют такие вот островки истории, для всех интересующихся. Перед входом в здание музея из стены выезжает дизельный поезд Renfe 2005T (352 серия), поезд предназначенный для работы с составами Тальго. В 1966 году такой тепловоз разогнал состав Тальго III до скорости в 200км/ч.
DSC_3072.jpg

3. Как только вы заходите в здание, вас встречает железный мужик с фонарем, наверное обходчик. Покупаем билеты и идем дальше. Вообще тут никто билеты не проверяет, нет никаких турникетов, две девушки сидят за стойкой, к нам надо подойти и купить билет, все очень камерно по-домашнему.
DSC_3070.jpg

4. Еще здесь есть прекрасные вывески с названием станций. Вот же раньше делали какую красоту, это вам не простецкие лайтбоксы, каждая вывеска - произведение искусства. Не мудрено, что после того, как они отслужили свое и им на смену пришли другие, более практичные вывески, эти отправили в музей.
DSC_3069.jpg

5. Еще один мужик в будке, на этот раз не металлический, а вырезанный из картона. Не знаю кто это, но выглядит очень важным. Может быть он продавал билеты когда-то?
DSC_2967.jpg

6. Тактильная схема музея с надписями сделанными шрифтом Брайля. На самом деле схема поможет на только людям с плохим зрением, тут весь музей как на ладони. Он небольшой, состоит из нескольких зданий и экспозиции на улице.
DSC_2968.jpg

7. А это, я так понял, старый пульт управления поста централизации на главном барселонском вокзале того времени - Французском.
DSC_2970.jpg

8. Чистая механика. Какая красота, Все эти латунные рукоятки. Кстати эта вся эстетика механики того времени, внимание к деталям и дизайну промышленных агрегатов и породила в свое время такое явление, как стимпанк. Современным людям надоели безликие автомобили, поезда, бытовые и промышленные установки, они вполне ясно ощутили, что начало прошлого века было золотым веком транспорта, промышленности. Все эти железные "игрушки" того времени делались с большой любовью, он тих так и веет теплой "ламповостью".
DSC_2971.jpg

9. Здесь же архивные фото на плакате, очень интересно. Вся эта красота на фото была демонтирована в период подготовки к олимпиаде 1992 года, тогда город довольно серьезно взялся за инфраструктуру, а железнодорожные пути в центре города, которые его не красили, были убраны под землю.
DSC_2972.jpg

10. Во дворе стоит маленький паровозик, почти игрушечный, но вполне себе настоящий. Построен в 1885 году и использовался, как маневровый паровоз.
DSC_2974.jpg

11. Рядом водонапорные башни. Даже такие утилитарные вещи сделаны красиво. Посмотрите какие симпатичные косынки в местах соединения круглых колонн с нижним поясом из двутавра, а вверху раскосы сделаны в виде симпатичных арочек. Я смотрю с грустью на то, как делают металлоконструкции у нас на железнодорожном транспорте. Никакой не то чтобы красотой, даже аккуратностью и не пахнет, причем даже в тех случаях, когда металлоконструкции находятся в интерьере. Деградация налицо.
DSC_2973.jpg

12. Здания бывшего депо в неплохом состоянии. Даже в таком техническом казалось бы здании есть своя определенная красота. Поглядите-ка на эти окна, минимальный декор, но все смотрится очень круто, вместо железных отливов на окнах, красивая зеленая плитка. У нас довольно часто можно увидеть краснокирпичную промархитектуру, тут тоже мы видим красный кирпич, но его оставили только на элементах декора, основные плоскости стен все же оштукатурены и покрашены в светлый цвет, так как здесь бывает довольно жарко и важно отразить от стен максимум солнечного тепла.
DSC_3056.jpg

13. И даже детская площадка, совсем небольшая, и та стилизована под паровозик.
DSC_3057.jpg

14. Внутри кирпичной башни с баком наверху экспозиция с историей в том числе и станции Виланова. Слева фотография со строительства веерного депо.
DSC_3058.jpg

15. Вот еще фото веерного депо с поворотным кругом.
DSC_3059.jpg

16. А эти документы времен начала работы железной дороги от Виланова до Барселоны, которую запустили в 1881 году. Большую роль в ее создании сыграл Франциско Гумо и Ферран, вот его фотография на странце справа.
DSC_3060.jpg

17. В середине, на центральной площади находится поворотный круг, его мы посмотрим позднее. Здесь надо сказать как появилась идея музея. С уходом со сцены паровозов, это паровозное депо утратило свою актуальность, в 1967 году здесь закрылась ремонтная мастерская и депо использовалось исключительно для хранения тех паровозов, что все еще оставались на ходу. К 1981 году, году 100-летия со дня открытия линии, все здесь было заброшено. Было принято решение открыть на базе депо музей. Власти города приняли на себя обязательство восстановить все постройки, а компания Renfe (местный аналог РЖД) взялась восстановить подвижной состав и подогнать экспонатов для нового музея. В итоге работы были завершены в 1990 году, тогда музей и распахнул свои двери для посетителей. А сейчас зайдем вот в то здание и посмотрим еще одну небольшую экспозицию.
DSC_3016.jpg

18. Эта экспозиция посвящена компании FGC - железным дорогам Каталонии. Это компания в частности занимается пригородными перевозками в Барселоне и пригороде, а также обслуживает городскую электричку.
DSC_3046.jpg

19. Эволюция логотипа. Наверное это будет интересно только узким специалистам вроде Тёмы Лебедева. =) Зато тут видно, что как отдельная компания FGC образовалась только в 1979 году. В прошлом году каталонские железные дороги праздновали... 40 лет.
DSC_3054.jpg

20. Здесь много разного материала и архивных фото. Например таких вот уникальных. Вагон метро транспортируют по городу, мимо дома ла Педрера, одной из достопримечательностей Барселоны.
DSC_3055.jpg

21. Не только электрички и метро, но и фуникулеры входят в зону ответственности FGC.
DSC_3051.jpg

22.
DSC_3052.jpg

23. Здесь же в витрине представлены проездные билеты и абонементы.
DSC_3050.jpg

24. В принципе тенденции и дизайн билетов в разных странах довольно похож. Картонки с напечатанными на них пунктами назначения, основная защита от подделки у билетов в виде сквозной нумерации.
DSC_3049.jpg

25. Соседнее помещение было закрыто, но через окошко удалось посмотреть, что там стоит поезд Тальго. В качестве тепловоза тут Renfe 3-T (350 серия), как и у всех остальных поездов для Тальго у этого тоже есть имя, и оно тоже связано с девой Марией - Virgen de Begoña. Испанцы, как известно очень набожные может быть поэтому они давали такие названия своим поездам.
DSC_3047.jpg

26. Красавец. В железнодорожном музее Мадрида тоже стоит такой поезд и в него можно сесть и посмотреть как там внутри. Надо будет дописать про мадридский музей и рассказать про этот поезд.
DSC_3048.jpg

26. Итак на открытой площадке стоят разные экспонаты, посмотрим, что тут есть. А есть здесь например товарные вагоны.
DSC_3067.jpg

27. Можно даже зайти внутрь посмотреть.
DSC_3061.jpg

28. А внутри крутят видео про грузовые перевозки.
DSC_3063.jpg

29. А этот наверное для каких-то сыпучих грузов предназначен.
DSC_3064.jpg

30. Внезапно в сарайчике притаился этот малыш, по всей видимости это рельсовый автобус. Маленький, на 12 мест, выпущен в 1940 году с бензиновым мотором от Альфа Ромео.
DSC_3065.jpg

31. Кроме того на улице можно поразглядывать и другие интересные артефакты. Вот маленький поворотный круг.
DSC_3066.jpg

32. Переезд с шлагбаумом.
DSC_3021.jpg

33. А вот интересный объект, стоит на задворках музея. Этот барельеф некогда украшал фасад вокзала Барселона Сантс до его реконструкции. Это работа известного каталонского скульптора Жузепа Мария Субиракса. Он знаменит, например тем, что занимался работой по декорированию фасада страстей Саграда Фамилия. Здесь же из паровозных колес складывается слово... barcelona. Приглядитесь к этим выступающим частям и вы тоже сможете его прочитать.
DSC_3019.jpg

34. Работа 1979 года, а смотрится до сих пор современно и актуально.
DSC_3022.jpg

35. Еще маленький поворотный круг.
DSC_3042.jpg

36. Вот интересный объект, который перекочевал сюда с просторов Французского железнодорожного вокзала Барселоны - это сигнальный мост с семафорами, который проработал с 1929 года до 1989. Управлялась эта сигнальная штуковина с пульта на фото 7.
DSC_3043.jpg

37. А на этом фрагменте с рельсами можно наглядно посмотреть разницу между размерами колей разных стран.
DSC_2976.jpg

38. На плакатике можно почитать про это более подробно, тут есть и наш стандарт в 1520 мм.
DSC_2977.jpg

39. А теперь пойдем смотреть на паровозы и прочие красивости. Часть из них находятся под крышей, а часть самых выносливых оставлена на уличной экспозиции.
DSC_3068.jpg

40. Вот так выглядит здание депо.
DSC_3045.jpg

41. Красота.
DSC_2978.jpg

42. В центре расположен поворотный круг.
DSC_3026.jpg

43. Внутри стоят исторические раритеты.
DSC_2981.jpg

44. Деревянная тележка. Вообще стоит сказать, что экспонаты в музее все прекрасно отреставрированы или представлены реплики максимально приближенные к оригиналам.
DSC_2988.jpg

45. Состав с небольшими вагончиками для пассажиров 3-х классов. Чтобы пролетарии не перепутали и не сели в вагон не своего класса, вагоны имеют цветовую маркировку. Читал, что эти вагончики подцепляют к паровозу и катают туристов.
DSC_2989.jpg

46. Также здесь большое количество деревянных вагонов. Они скорее даже похоже не на вагоны, а скорее на дорогие шкатулки. Вот вагон ZZ 320, построенный в 1910 году, он приехал в музей из Андалусии.
DSC_2980.jpg

47. Внутри все довольно лайтово, деревянные сидушки и полки.
DSC_2983.jpg

48.
DSC_2984.jpg

49. А вот в соседнем вагоне явно вагон ресторан. Ну либо это вагон для обеспеченных сеньоров, которые могут себе позволить путешествовать с комфортом.
DSC_2982.jpg

50. Еще один роскошный деревянный вагон. Да, тогда понимали толк в роскоши. Понятное дело, что дизайн вагонов менялся в угоду практичности и функциональности внутри, а также для лучшей аэродинамики снаружи, также на первый план вышла безопасность, а значит время таких вычурных и красивых вагонов ушло безвозвратно. Деревянный вагон никоим образом не может быть использован сейчас для перевозки пассажиров, потому как это просто опасно, он в случае чего может вспыхнуть как спичка. Тогда о таких мелочах, конечно не думали, это были золотые времена. =)
DSC_2985.jpg

51. Каждая деталь сделана качественно, все смотрится очень красиво.
DSC_2987.jpg

52. Забавно, но наши люди почему-то Барселону сокращенно называют "Барса", хотя это совершенно не правильно. Барса - это футбольный клуб, а короткое название Барселоны - это Барна, вот как раз это сокращенное название мы видим на табличке.
DSC_2986.jpg

53. Перед тем, как перейти к паровозам... можно ознакомится с их классификацией на плакатике, чтобы понимать, что за цифры у них в обозначениях. А еще поезда разных колесных серий имели и отдельные названия, например "Санта Фе" или "Мастадонт".  =)
DSC_2979.jpg

54. В 1848 году была запущена первая линия железной дороги.... на территории континентальной Испании. Дело в том, что первая железная дорога Испании появилась в Бразилии, тогдашней испанской колонии. На иберийском полуострове первая линия соединила города Барселона и Матаро, город, расположенный в 30 километрах от каталонской столицы. Первый поезд, которые поехал по этой новой линии получил название "Матаро". Поезда были закуплены у британской фирмы Jonnes & Poots в количестве 4 штук. Все они получили уникальные имена: "Барселона", "Каталония", "Бесос" и "Матаро".
DSC_2991.jpg

55. Когда эти паровозы вывели из эксплуатации, тот самый первый с именем "Матаро" оставили, и из него даже сделали памятник, который установили у университета Барселоны. Однако он не дожил до наших дней и в 1948 году, к столетию запуска первой линии испанских железных дорог, компания RENFE изготовила точную копию того самого первого паровоза. Теперь он находится здесь, в музее.
DSC_2992.jpg

56. Интересно, что два раза в месяц, в первое и второе воскресенье, этот паровоз раскочегаривают и он выезжает на поворотный круг.
DSC_2999.jpg

57. Это полностью рабочий образец, красота.
DSC_3001.jpg

58. Следующий паровоз 220-2005 изготовлен в 1881 году на Саксонском машиностроительном заводе, основатель которого Ричард Хартманн, о чем гласит соответствующая табличка.
DSC_3003.jpg

59. Едем дальше... 1884 года немецкий паровоз 120-2131 выпущенный компанией Maschinenfabrik Esslingen.
DSC_3008.jpg

60. Мамонт 030/2013 1885 года выпуска.
DSC_2993.jpg

61. Снова британский, изготовлен компанией E. B. Wilson and Company.
DSC_2995.jpg

62. Огромный плюс музея в том, что в некоторые паровозы можно залезть и почувствовать себя настоящим машинистом.
DSC_2996.jpg

63. Кругом заклепки - очень круто.
DSC_2997.jpg

64. Поехали!
DSC_2998.jpg

65. 220-2023 Bobadilla
DSC_3009.jpg

66. Кроме поездов в депо есть еще и более мелкие экспонаты вроде моделей и всякой железнодорожной мелочевки.
DSC_3002.jpg

67. Еще один интересный вагон, на этот раз от фуникулера.
DSC_3011.jpg

68. А теперь пойдем смотреть на улицу. Тут впечатляющее количество паровозов, посмотрите какая красота.
DSC_3004.jpg

69. 230-2085 1909 года выпуска, за ним Мастадонт 240-2135 1913 года, следующий еще один Мастадонт 240-2074 1927 года выпуска.
DSC_3012.jpg

70. Здесь, на улице, тоже можно полазить по паровозам и залезть в кабину. Смотрите какая красота.
DSC_3014.jpg

71. 241F-2108 Linda Tapada 1939 года.
DSC_3017.jpg

72. Огромный и длинный.
DSC_3015.jpg

73. Паровозы - это конечно красота.
DSC_3018.jpg

74. Такое место - это просто рай для любителей подобной техники.
DSC_3023.jpg

75. Дальше пошли электровозы. 280-004 CAF CECHERON, использовался на узкоколейках в Стране Басков с 1929 года.
DSC_3025.jpg

76.
DSC_3029.jpg

77. Еще один рельсовый автобус 590-165. 1935 года выпуска.
DSC_3034.jpg

78.
DSC_3038.jpg

79. Внутри кабины все очень аскетично.
DSC_3039.jpg

80. Американец RENFE 278-007 Penchorga 1954 года выпуска, а справа еще один американец 1958 года 318-001 Marilyn.
DSC_3027.jpg

81. И напоследок два дизельных локомотива, для опять таки поезда Тальго. Первый - это Renfe 3005-T (353 серия). Таких выпущено всего 5. Построены они в Германии фирмой Krauss-Maffei в 1968 году. Такой локомотив разгонял состав до 220км/ч, на него устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Maybach!
DSC_3036.jpg

82. И следующая версия локомотива для Тальго - это Renfe серии 354, дальнейшая модификация предыдущей модели. Они даже визуально похожи.
DSC_3030.jpg

83. Снова название дано в честь девы Марии, в данном случае Богородица из Ковадонга. Есть легенда, что именно она помогла астурийским войскам в битве при Ковадонга в VIII веке, вызвав камнепад под которым была погребена мавританская армия. Именно этот момент принято считать началом Реконкисты на Пиренейском полуострове.
DSC_3031.jpg

84. Эти поезда поступили в 1983 году и проездили вплоть до 2009 года.
DSC_3033.jpg

85. На этом все. Музей хоть и не большой, но мне понравился. Тем более тут столько интересных экспонатов, которые больше нигде не увидишь. Ну и если вы будете в Барселоне, до добраться до него не составит особого труда. Сюда стоит приехать.
DSC_3041.jpg
Tags: барселона, виланова, ждмузей, каталония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments