Большие пересадочные узлы в Московском метро пропускают через себя огромное количество пассажиров. Сегодня заключительная станция из своеобразного "союза писателей", станция "Пушкинская". Она, на мой взгляд наиболее элегантна из всех трех пересадочных станций в этом месте. И хотя открыта она в 70-е, стиль подземных дворцов, достигших своего расцвета в московском метро в 50-е, тут вполне узнаваем. Станция с высокими сводами, легкими светлыми колоннами, лаконичным оформлением и по настоящему дворцовыми люстрами, все как мы любим, давайте посмотрим более подробно.
Немного архивных фото. Очень приятно, что остались такие фото, как это, со строительства станции. Это уникальные, конечно, кадры.
Вот еще архивное фото. Поглядите-ка на урну в левой части кадра. =)
А вот с другой стороны у торцевой стены стоял бюст Пушкина, который переместился потом выше в распредзал, который ведет в подземный вестибюль, совмещенный со ст.м. "Чеховская". Посмотрите, около поэта корзинка с живыми цветами, как мило.
Еще один уникальный кадр - это кадр с открытия участка "Баррикадная" - "Площадь Ногина" (сейчас "Китай-город")
1. А теперь к самой станции. У "Пушкинской" оба вестибюля совмещенные с другими станциями, мы их уже смотрели. Один общий со ст. м. "Чеховская", другой - с "Тверской". Поэтому сегодня наша задача немного упрощается. Кроме вестибюлей со станции, из центрального зала можно сделать пересадки на две соседние станции.
2. Начнем с перехода на ст.м. "Тверская". Как мы уже видели на "Тверской" эскалаторы на пересадку на "фиолетовую" ветку расположены по центру станции. Они ведут вот сюда, в этот распределительный зал. Тут классные таблички над входом в переход, с одной стороны "К поездам", а с другой "Нет входа". Я так радуюсь, так как их вполне могли заменить шаблонными лайтбоксами.
3. Со стороны перехода. Тут столько народу, что вот так остановится и стоять фотографировать - это занятие не безопасное, постоянно кто-то толкает.
4. Переход декорирован довольно интересно, тут светильники, которые мы увидим потом на станции, стены отделаны камнем, в общем все довольно красиво. Перед станцией установлен гермозатвор.
5. Переход ведет к мостику через путь и лестнице в центральный зал. На заднем плане видно переход на "Чеховскую".
6. Тут симпатичное ограждение.
7. Я так понимаю, что орнамент на ограждении символизирует собой лиру, а лира - это символ искусства. Как там у Пушкина:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал..."
8. Станция глубокого заложения, колонная, поэтому расстояние между лестницами небольшое и ту часть, что спускается на платформу сделали общей - интересное решение, на современных станциях так не делают, достаточно посмотреть на то, как сделан лестничные сходы в старый зал на ст.м. "Петровско-Разумовская". Несколько напрягает видеть современные лейтбоксы на этих арках.
9.
10. Переход на ст.м. "Чеховская" выглядит аналогично.
11. За многие годы перила перекрашивали много раз, но все равно краска облупилась. На этих гранитных тумбах по краям очень любят сидеть хипстеры, см. предыдущее фото.
12. В западном торце станции эскалатор ведущий в совмещенный вестибюль со станцией "Тверская".
13. Перед эскалатором установлен гермозатвор, створки которого закрыты декоративными створками. Тут они выполнены просто шикарно. Смотрите как здорово!
14. Красота.
15. Очень! Жаль, что сейчас так не делают.
16. В восточном торце выход в вестибюль, совмещенный со станцией "Чеховская".
17. Здесь лестница, так как переход идет вбок над путями.
18. Переход этот ведет в распредзал из которого эскалатор идет на поверхность в вестибюль, а другой на платформу станции "Чеховская".
19. А вот фото с дня презентации нового (на тот момент) поезда "Москва". Смотрите, в переходе повесили фоточки ретро вагонов метро прошлых лет.
20. Здесь стоит бюст Пушкину. Интересное дело, Чехову нет памятника, Пушкину маленький бюст, а вот пролетарскому писателю Горькому поставили памятник в полный рост. =)
21. Неподалеку от бронзового поэта повесили плакатик, просканировав коды с которого можно скачать что-нибудь из классика.
22. Мало кто знает, что за поэтом есть дверь в
23. Бюст выполнен скульптором Марком Александровичем Шмаковым, заслуженным скульптором РСФСР.
24. А теперь давайте посмотрим на платформенную часть. Станция была открыта в 1975 году и хотя постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» никто не отменял, но станция декорирована довольно неплохо.
25. Смотрите какие светильники. Сейчас основной материал для декоративных элементов - это нержавека, она довольно широко используется на современных станциях, а тут основной материла - это "медные" листы, причем рельефный рисунок выполнен в стиле чеканки. Такие штуки были очень популярны в 70-е. Наверное у многих дома были такие картины и панно, выполненные в стиле чеканки по меди. Когда станция открылась, такое декоративное оформление было очень актуальным.
26. Арки декорированы фризами с листьями пальм. Это намек на африканское происхождение нашего всего? =)
27. Однако такое решение смотрится очень легко и вместе с тем довольно утонченно, особенно в сочетании с канелюрами на колоннах.
28. Путевые стены отделаны также лаконично, но чтобы стены не были скучными, архитекторы решили немного разнообразить их и сделали этот излом. Кстати именно на эту станцию приехал первый поезд "Москва" на которым поехали первые пассажиры.
29. Также в качестве декоративных элементов на путевой стене установлены восемь декоративных панно. Конечно же они выполнены в стиле чеканки, как же иначе. На панно разные места, связанные с жизнью поэта, а также его стихотворные цитаты.
30. Своды боковых и центрального задов оштукатурены и побелены. Боковые залы освещают только светильники на колоннах.
31. Вот еще одна чеканка с видом московского кремля.
32. А вот могила Пушкина, на территории Святогорского монастыря Псковской области.
33. Медный всадник.
34. В центральном зале висят роскошные люстры. Пожалуй, это одни из самых роскошных люстр в метро.
35. Сосчитаете сколько тут "рожков"? Их аж 20 штук!
36. За счет использования светлого камня в оформлении, а также из-за того, что конструкция станции колонная, она выглядит довольно легко и не скажешь, что это станция глубокого заложения, она находится на глубине в 50 метров от уровня земли, а это почти 16 этажей.
37. А еще тут какое то время тестировали напольную навигацию, на полу была нанесена разметка с местами расположения дверей.
38. Такая вот станция. а мы едем дальше...
P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью
Баррикадная <- Пушкинская -> Кузнецкий мост
Пересадка на ст.м. Чеховская (Серпуховско Тимирязевская линия)
Пересадка на ст.м. Тверская (Замоскворецкая линия)