Помните, когда только строили Большую кольцевую линию, ее в документах и анонсах Депстроя называли "Третий пересадочный контур"? Тогда у многих возникал резонный вопрос, почему контур это третий, раз кольцо это только второе. Действительно колец всего два, и нынешняя кольцевая линия - это второй пересадочный контур, первый же - это пересадочные станции внутри кольца. Об одно такой станции, которая входит в большой пересадочный узел мы сегодня и поговорим. Это станция "Чеховская" Серпуховско-Тимирязевской линии. Станция открыта в 1987 году, последней из трех, входящих в большой узел, где пересекаются "серая", "зеленая" и "фиолетовая" ветки Московского метро.
Начнем с архивных фотографий, слава богу их довольно немало. Вот дом номер 6 по Страстному бульвару до того, как в него встроили лестничный спуск в вестибюль метро.
А вот уже 1987 год и идет активное строительство подземного вестибюля станции. Виден эскалаторный наклон. Крутое фото.
Фот еще фото того же периода.
А вот уже конец 1990-х, лестничный сход у к/т Россия.
Чуть позже в подуличнике. Поглядите-ка, плитку покрасили белой краской.
А вот лестничный спуск с другой стороны. Интересно, что тут оказывается можно попасть на две станции метро, а с противоположного, судя по надписи над лестничным сходом, только на "Чеховскую".
Еще несколько уникальных фото со строительства. Станция уже почти готова, только покрытие на полу то ли не уложено, то ли закрыто чем то, чтобы не испортили.
А вот вид на декоративную часть светильников центрального зала.
Вот еще занятное фото из новейшей истории. Многие наверное уже забыли, но я вот помню, как тут у Горького торговали журналами. =)
А еще около выходов из ст.м. "Чеховская" в 1996 году произошел теракт, чеченские террористы взорвали троллейбус. По счастливой случайности никто тогда не погиб.
Удивительно, что не погиб и водитель, хотя сумка с взрывчаткой находилась у него в кабине. Через 4 года совсем недалеко от этого места будет еще один теракт, но про него расскажу в рассказе про ст.м. "Тверская" в свое время.
1. Итак давайте смотреть. Станция имеет один подземный вестибюль, совмещенный со ст.м. "Пушкинская" и хотя из этого вестибюля можно попасть на платформы обеих станция, над лестничными сходами выходов у к/т "Россия" надпись гласит, что это вход на ст.м. "Чеховская"
2. По новой моде, выходы со станций метро теперь маркируются цифрами. Причем совершенно непонятно почему все выходы входящие в пересадочный узел имеют единую сквозную нумерацию. Так и тут все выходы с трех пересадочных станций пронумерованы от 1 до 14. Но на самом деле это глупость, так как с "Чеховской" вы никак не сможете попасть к выходам 1-10, только если перейти на "Тверскую" и выйти из совмещенного с "Пушкинской" вестибюля. По сути такая нумерация справедлива только для "Пушкинской", из которой действительно можно попасть в любой из 14 выходов. А тут, на "Чеховской" всего 4 выхода на поверхность и они замаркированы соответственно 11-14, что довольно странно =). Итак выходы к кинотеатру имеют номера 13 и 14. Тут простые лестничные сходы, здесь слава богу не стали ставить эти современные накрывашки, хотя может просто не дошли руки. В подуличнике сделали ремонт и даже потолок подшили. Оставили ребристую структуру потолка, но обшили какими-то панелями. Зачем это делается, я до сих пор не до конца понимаю. Штукатурка с покраской смотрится вполне хорошо, если сделана качественно.
3. Еще два выхода вмонтированы в первые этажи домов 4 и 6 по Страстному бульвару. Интересно, что лестничные сходы встроили в уже существовавшее здание. В Московском метро есть еще станции с входами в метро, расположенными внутри зданий, но вроде бы все они изначально строились с учетом нужд метро, либо павильон метро появлялся раньше здания, но такой вариант с встраиванием в существующее здание.... были ли еще такие где решения?
4. Классно, что сохранили фасад этого красивого здания. Один проем используется как вход, а два других застеклены. А вообще раньше это был доходный дом князя К. А. Горчакова.
5. Внутри лестничного схода недавно прошла реконструкция, тут никаких намеков на дореволюционные интерьеры, а жаль.
6. А вот соседний до номер 6, стр. 1, дом статского советника И. И. Бенкендорфа. Здание 1799 года постройки с большой историей, здесь, например жил поэт Иван Крылов. В 1813 году сюда из сгоревшего дома Гагарина на время переехал московский Английский клуб, а теперь тут вход в метро.
7. Внутренняя отделка лестничного схода после недавней реконструкции, все как везде, простенько, но чистенько.
8. Указатель в подуличнике.
9. Вход в вестибюль.
10. На уровень вестибюля ведут 4 нитки эскалаторов.
11. Они тут еще старые с отделкой под дерево.
12. Интересно, что эскалаторы очень невысокие, обычно в таких случаях ставят лестницы, но тут о пассажирах позаботились, что приятно. Обратите внимание на светильники в кессонах. Похожие мы видели на ст.м. "Ботанический сад" и на ст.м. "Павелецкая" Замоскворецкой линии у эскалаторов на подъем в сторону Павелецкого вокзала.
13. Вестибюль достаточно просторный, так как рассчитан на пассажиропоток сразу двух станций.
14. Честно говоря даже с такими старомодными светильниками вестибюль смотрится довольно неплохо. кроме того тут столько места, что удалось разместить досмотровое оборудование практически без ущерба для пассажиров. Стены тут облицованы родным камнем, надеюсь здесь не будут проводить варварскую реконструкцию, где красивый камень, а вы посмотрите, его подбирали по цвету, чтобы получились эти красивые переходы на стенах, заменят на однотипный керамогранит.
15. Из нового тут только новые турникеты. Даже будка дежурного у эскалаторов (на заднем плане) еще старая.
16. 4 нитки эскалаторов ведут вниз, но не на уровень платформы.
17. Тут находится зал из которого можно попасть на ст.м. "Пушкинская" - это сюда направо.
18. Кстати именно тут проходила презентация нового поезда "Москва", помните? Их этого зала есть ход в какие то служебные помещения. Посмотрите какая там "на дне" аутентичная плиточка на полу. =)
19. Интересно, что оформление этого зала перекликается с оформлением платформенной части "Чеховской", в частности тут такие же светильники, что мы потом увидим внизу.
20. Дальше эскалатор ведет нас вниз. "Чеховская" самая глубокая станция из трех станций узла, она находится на глубине 62 метра. Зонты эскалаторного наклона выполнены из анодированного алюминия, который перекликается с отделкой светильников. Теплый "ламповый" анодированный алюминий был жутко популярен в 90-е.
21. Внизу небольшой зальчик с двумя ходками в сторону платформы.
22. Но это еще не все, после эскалатора пассажиров ждет еще два лестничных спуска.
23. Один из зала с эскалатором в распредзал в торце станции.
24. И еще один лестничный сход непосредственно на платформу. Итого, чтобы спуститься на платформу с уровня земли, пассажир должен преодолеть лестничный сход на входе, потом маленький эскалатор, потом еще один в распредзал с пересадкой на "Пушкинскую", затем еще эскалатор, а потом еще два лестничных пролета.
25. Торец ничем не задекорирован. Это единственная станция из трех станций пересадочного узла, где нет бюста или памятника писателю, в честь которого названа станция. Чехов тут смотрелся бы вполне органично.
26. Перед входом на платформу гермозатвор на портале которого со стороны платформы вот такое мозаичное панно. Только тут мы видим товарища Чехова, вернее его профиль.
27. Кроме того на станцию можно попасть по переходу с соседней станции. Эскалатор с уровня платформы ст. м. "Тверская" везет нас вниз. Тут такая же отделка сводов, обратите внимание.
28. Красиво.
29.
30. Здесь еще один распредзал в котором стоит бронзовый Горький. Он переместился сюда из торца ст.м. "Горьковская", нынешняя "Тверская". Немного странно видеть его тут но на "Тверской" для него реально места просто нет.
31.
32. Тут, рядом со скульптурой организовано место для музыкантов из проекта "Музыка в метро".
33. Горькому не очень нравится музыка по всей видимости, или он просто следит за пассажирами, делающими пересадку на "зеленую" ветку.
34. Палец, которым он заложил книгу (что читает Горький, кстати, чья это книга?) натерт до блеска, наверное есть тоже какое-нибудь поверье, как и с собаками на ст.и. "Площадь революции".
35. Светильник.
36. И снова спуск. Теперь уже эскалатор довезет нас до уровня платформы. Тут снова олдскульная отделка свода анодированными алюминиевыми рейками.
37. Станция "Чеховская" одна из самых загруженных в Московской подземке, впрочем как и любая другая, где пересекаются сразу 3 линии метро.
38. Над порталом гермозатвора со стороны платформы еще одно панно. В левой части мы видим автограф классика русской литературы.
39. В середине платформенной части есть еще один переход на ст.м. "Пушкинская".
40. Даже не знаю, как быстрее по времен сделать пересадку между этими двумя станциями, с помощью этого перехода в центре платформенной части или из торца. Кстати, напольная навигация, которая появилась в Московском метро, появилась впервые именно тут, на этих трех станциях.
41. Ну и в конец поглядим на платформу.
42. Боковые залы освещаются светильниками, которые подвешены вдоль края платформы. Также только в торцах установлены лавки. Очень неплохо смотрятся даже сейчас, кстати. Простой и лаконичный дизайн.
43. В 1987 году, когда станция открылась, она была конечной, видимо с тех времен остался этот раритетный знак. Вернее не так... УДИВИТЕЛЬНО, что этот артефакт до сих пор висит здесь и его не сняли на фоне повсеместной установки новой брендучной навигации и снятия, такого же повсеместного, старой навигации.
44. Отделка станции довольно простая. Пилоны отделаны светлым камнем, над ними идет оштукатуренный декоративный карниз. Освещение центрального и боковых залов осуществляется линейкой светильников, что висят под сводами, никаких светильников за карнизами и в проемах между пилонами тут нет.
45. Главное украшение станции - это мозаики на путевых стенах, они выполнены художниками М. А. Шорчевым и Л. К. Шорчевой (они не родственники художника Акиндина Петровича Шорчева?), эти же авторы работали позже и над мозаикой в торцах платформы ст.м. "Тимирязевская". В некоторых мозаиках использовано до 15 разновидностей камня. Тонкая, однако работа. Название станции также набрано в виде мозаики - очень круто.
46. Мозаики, по задумке авторов должны служить иллюстрациями к произведениям А. П. Чехова. Они действительно походи на иллюстрации, которые можно встретить в книжках, такие абстрактные сюжеты, что печатают в начале каждой главы и рассказа. Мозаики выполнены художниками Московского комбината монументально-декоративного искусства.
47. В центральном зале лента светильников украшена бронзовыми цветами и бронзовыми же декоративными элементами.
48. Очень так неплохо смотрится, особенно букеты цветов, смотрите, как будто настоящий букет обмакнули в краску. Букет вписан в объемный параллелепипед и все это выглядит круто и вполне может быть отдельным произведением искусства. Мне сразу вспоминаются еще одна композиция в Московском метро с бронзовыми цветами, что стоит в торце старой платформы ст.м. "Петровско-Разумовская", но там автор Церетели.
49. Красота. Правда видны какие-то подтеки, видно, что эти штуки подкрашивали.
50. Массивные светильники центрального зала смотрятся, конечно, очень эффектно, особенно на фоне простой монохромной отделки остальной станции.
51. Новая навигация.
52. Характерной особенностью станции являются довольно узкие пилоны, они шириной не более 2 метров с отделкой, а значит это всего пара тюбингов в ширину. Такая конструкция делают глубокую пилонную станцию очень просторной за счет широких проемов между пилонами. Однако, как видно, кое-где по облицовке пошли трещины, а значит, возможно, нагрузка несколько деформирует несущие конструкции.
53. Прекрасная в своей лаконичночности станция, именно за счет такого строгого подхода к материалам отделки и их форме, станция выглядит и сегодня вполне современно. Посмотрите на север Люблинско-Дмитровской линии, такие решения применяются и сегодня.
54. Тут все и мы пойдем смотреть другие станции этого пересадочного узла.
P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью, а также в других открытых источниках.
ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР <<< ЧЕХОВСКАЯ >>> БОРОВИЦКАЯ
Пересадка на ст.м. Пушкинская (Таганско-Краснопресненская линия)
Пересадка на ст.м. Тверская (Замоскворецкая линия)