
Киевский вокзал, особый вокзал. Раньше на месте нынешнего помпезного здания стоял Брянский вокзал. Небольшое скромное здание. Но вскоре, в год столетия Бородинской битвы, было принято решение построить новый вокзал. Он должен был сочетать помимо основной функции еще и памятником победы над Наполеоном. Это усложняло задачу. Еще одной сложностью стали амбиции Ивана Ивановича Рерберга. Задумка была в том, чтобы построить самый лучший вокзал. Для этого были приглашены топовые специалисты: Олтаржевский, инженер Шухов, скульптор Алёшин, а также Ф.И. Рерберг, брат архитектора. А еще тут на башне самые настоящие механические часы. Что еще интересного есть на Киевском вокзале? Пойдемте смотреть, как говорится "показать все, что скрыто"
1. Главный фасад направлен в сторону центра города. Интересно, что вместе со строительством нового вокзала был реконструирован и Бородинский мост. Вернее перестроен. Мост также получил элементы, которые отдают должное победе в войне 1812 года. Интересно, что Иван Федорович Рерберг - отец братьев Рербергов, которые трудились над Киевским вокзалом, участвовал в строительстве моста, который и заменил новый Бородинский мост, такая вот преемственность. Итак, фасад вокзала выполнен в классическом стиле. С обоих сторон фасада стоят триумфальные арки. Это классическая постройка в честь воинских побед. И действительно поглядите ка, если мысленно отбросить среднюю часть и остекление входных групп, действительно мы увидим две триумфальные арки. Соответственно вокзал имел два входа.

А вот архивные фото старого Брянского вокзала, чтобы было понятно насколько новый вокзал больше и монументальнее предыдущего.

Фасад выходил в сторону нынешнего "Европейского". Смотрите какое маленькое здание. Это скорее похоже на провинциальную станцию, никак не на столичный вокзал.

2. Каждая из арок фасада нового вокзала посвящена одному из городов, которые связывает между собой железная дорога. Левая арка - это Киев. Над порталом панно со святым покровителем города - Архангелом Михаилом. Ниже скульптуры с людьми труда. Они реально скорее похожи на античных персонажей, но наличие в руках у них орудий труда спасло их в советский период. Вокзал практически не претерпел изменений со времени постройки. И это, конечно круто.

3. Многие считают Киевский вокзал - самым красивым в Москве.

4. Другой портал. Тут над аркой небесный заступник Москвы Георгий победоносец, а скульптуры олицетворяют... эээ. колхозников с овощами и фруктами. =) Этот вход для пассажиров I и II классов, а левый для рабочего класса и прочей бедноты - III, IV класс. Оба панно в стиле майолики выполнены Борисом Ланге.

А в советское время вместо мозаик со святыми были советские гербы.

Интересно, что фасад вокзала украшали к крупным международным событиям, вот как украсили фасад к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году.

А вот к Олимпиаде.

5. На здании мемориальная табличка. Интересно, что товарищ Рерберг предпочел, чтобы его считали инженером, а не архитектором. Тогда, в начале XX века было престижно быть инженером. Инженеров уважали, именно они двигали прогресс вперед, это было самое золотое время. Начало XX века было ознаменовано расцветом авиации, автомобилестроением, ну и конечно железнодорожных перевозок.

6. Давайте зайдем внутрь и посмотрим, что же ожидало пассажиров III и IV классов. Вообще тут хочется провести аналогию с Московским метро. Помните, его проектировщики хотели сделать подземные дворцы для пассажиров, чтобы новый транспорт воспринимался действительно, как бы это сейчас сказали, премиально. Та же история была и с железнодорожными вокзалами на рубеже XIX и XX веков. Посмотрите скажем на европейские вокзалы той эпохи, зачастую это архитектурные шедевры и многие стали самостоятельными достопримечательностями, а не просто станцией назначения. Киевский вокзал в этом плане не исключение. Пройдя через триумфальную арку входа, попадаем в зал с куполом и роскошной люстрой. Росписи по сторонам купола опять же напоминают о военных победах.

7. Какая красота.

8. А теперь представьте себе пассажиров низших классов, которые путешествуют в вагонах с жесткими лавками, которые и живут-то в скромных жилищах, когда они попадают в такой роскошный интерьер. Наверное они в своей жизни с подобными интерьерами сталкивались разве что в церкви.

9. Переходим в следующий зал. Сейчас, к большому сожалению тут стоят неприглядного вида ларьки со всякой продукцией для путешествующих. Выглядит все довольно грустно. На самом деле без всяческой торговли на вокзале нельзя, но в таком здании, в этом памятнике архитектуры, хотелось бы, чтобы и палатки вписывались в интерьер и хотя бы были выдержанны в едином стиле. Смогли же на улицах города в центре поставить довольно симпатичные павильоны для продажи печати. Тут тоже надо что-то делать.

10. Если предыдущий зал был выдержан в красных тонах, то этот в зеленых. Тут снова лавровые венки в росписях. Перед входом к поездам висят часы.

11. Немного деталей. Светильник и решетки, за которыми сейчас расположили радиаторы отопления.

12. Интересно, что в советское время росписям придали более современный вид и вот уже на щите появилась пятиконечная звезда, а другой стороны серп и молот.

13. На потолке тоже появились атрибуты советской власти, однако все это довольно гармонично вписано в общий рисунок. Я так предполагаю, что там раньше были двуглавые орлы.

14. Вокзал в 2010-е годы году реконструировали, причем постарались сделать это максимально бережно. Например в этом зале открыли такой вот интересный артефакт. Краны с холодной и горячей водой.

15. Перемещаемся в следующий зал. Это большой зал, который расположен между входами для пассажиров разных классов. Тут изначально было багажное отделение. Собственно о том, что это некое техническое помещение говорит хотя бы тот факт, что тот же потолок тут не так сильно декорирован. Сейчас здесь зал ожидания и снова эти ненавистные палатки.

16. А еще тут есть галерея на втором этаже, к которой ведет неприметная дверь в зале на первом этаже, но об этом попозже.

17. А еще в торцах уже в советское послевоенное время появились эти замечательные барельефы, авторства того же Олтаржевского. Приятно, что существует преемственность, и архитекторы, которые участвовали в строительстве вокзала были привлечены к его, скажем так, приспособлению под новую действительность, отчего вот даже эти барельефы смотрятся вполне органично. Как обычно тут две стороны, одна посвящена РСФСР, другая УРСР (Українська Радянська Соціалістична Республіка). На барельефах советские люди и... выдержки из Конституции. Например "Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости"

18. Или вот "Граждане СССР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы". Сейчас право на работу тебе никто не гарантируют, и с пенсиями как-то не очень все здорово. Как бывает порой интересно поизучать барельефы на стенах. =)

19. Тут же часы, установленные в застекленный проем, с той стороны уже платформенная часть.

20. Люстра.

21. Ну а теперь самое интересное. Посмотрим что ждало более зажиточную публику, которая могла себе позволить купить билеты первого или второго классов.

22. Первый зал в который мы попадаем венчает роспись на потолке. Три буквы МКВ это эмблема общества Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. а две даты это начало строительства вокзала, и предполагаемая дата завершения. К сожалению гражданская война внесла коррективы и сроки были сдвинуты. Интересно, что строился вокзал для Российской Империи, а по сути использовать его стали уже в другом государстве - рабоче-крестьянском Союзе ССР. Приятно, что вот это все осталось. Вся эта красота дошла до нас.

23. Слева от входа предполагалась устроить часовню. В советское время тут, понятное дело никакой часовни не было, а вот сейчас есть.

24. Слева арка за которой находится багажное отделение.

25. Интересно, что площади для пассажиров первых классов меньше, чем для III и IV, однако украшены залы побогаче.

26. Вокзал перешагнул отметку в 100 лет, а на полу лежит все та же метлахская плитка. К большому сожалению плитка в советское время была сильно дискредитирована, ей выкладывали стены и полы промышленных и общественных помещений. В метро путевые стены в 60-е и 70-е также выкладывали плиткой. Она не всегда была высокого качества, ломалась и отваливалась, и поэтому у нашего человека плитка вызывает негативные эмоции. А на самом деле это очень красивый и долговечный материал. А уж метлахской плитке вообще нет сносу, она может спокойно потягаться по долговечности с натуральным камнем.

27. Следующий зал с куполом, а за ним сейчас стеклянный витраж, который отсекает кассовый зал Аэроэкспресса. По нормам безопасности туда должен быть отдельный вход, а изначально никакой стеклянной преграды не было и пассажиры проходили через все залы спокойно.

Это же место в 1985 году.

28. Да, теперь, чтобы попасть в следующий зал надо пройти через эти двери.

29. В зале с куполом сейчас тоже зал ожидания. Люди сидят и скучают в ожидании поезда и мало кто обращает внимание на всю тут красоту, которая вокруг них. Это беда всех подобных мест, что в метро, что на вокзалах .мы привыкли быстрее бежать и думать о том, как нам поскорее добраться до точки назначения, пробегая и не замечая ничего вокруг нас.

30. Купол - это некая отсылка к куполу Пантеона в Риме. Интересное дело, кроме дорогой метлахской плитки в отделке вокзала был применен еще один заморский материал - венецианское стекло. Оно на тот момент считалось самым лучшим. Стоило оно, понятное дело не дешево, но уж раз Рерберг замахнулся на то, чтобы создать самый крутой вокзал, то на материалах не экономили. Сейчас никакого венецинского стекла тут уже нет. Интересно, что тут должен был стоять рояль и на нам должен был играть пианист, создавая приятное настроение. Кстати для того, чтобы почувствовать как это, можно сходить в магазин Петровский пассаж, там примерно схожая атмосфера роскоши для состоятельных господ и играет пианист. =)

31. Вид с галереи второго этажа. Обратите внимание, что в одном из кессонов арки слева сохранился оригинальный рисунок.

32. А теперь зайдем в следующий зал, который просто шикарен. Сейчас здесь находится кассовый зал Аэроэкспресса, который довезет вас до аэропорта Внуково.

33. А раньше тут был ресторан. Вообще путешествие по железной дороге - это не то, что теперь. Тогда это было целое приключение. Состоятельные господа путешествовали с огромным количеством багажа, который нужно было привозить за несколько часов до отправления поезда, чтобы его успели погрузить. Естественно это делали слуги, а господа приезжали позже и коротали время до поезда в ресторане. Столиков тут судя по архивным фото было немного, так как удовольствие было недешевым.

34. Красиво.

35. Выглядит действительно очень богато! Самый красивый зал Киевского вокзала.

36. Семирожковые светильники тут похожи на меноры.

37. В торце художественный витраж, который появился в советское время.

38. Он символизирует дружбу между украинским и российским народами. красивый витраж и он довольно органично сюда вписался. А когда это панно появилось тут я информации не нашел. Я думал, что может быть к 300-летию вхождения Украины в состав Российской империи в 1954 году, но космонавты в правой части витража, говорят, что появилось оно значительно позже.

39. А теперь пойдем смотреть еще одно интересное сооружение - дебаркадер. Вот как выглядит фасад со стороны путей. За этой стеной багажное отделение. Тут такие же часы как и внутри.

А в советские времена это место выглядело немного по-другому. Витраж был совершенно другой, слева мемориальная табличка, и самое главное, тут стоял Ильич.

40. Самыми приметными деталями фасада являются две фигуры, держащие фонари. Они освещают путь путешественникам.

41. Удивительное дело, но только недавно официально разрешили фотосъемку на вокзалах у нас в стране. Можете себе представить запрет на съемку на вокзалах где-нибудь в Европе, где здания также являются произведениями искусства? У нас слава богу с этим тоже разобрались и теперь дурацких ограничений нет.

42. Часы. Интересно, судя по фото вокзала советского периода, часов тут не было, Ленин был, а часов не было. Это странно, так как на вокзале часы - это один из главных элементов.

43. А теперь давайте про сам дебаркадер. Это, конечно уникальное сооружение. Киевский вокзал единственный в Москве, где есть дебаркадер. А ведь в начале XX века - это был почти что обязательный элемент любого крупного вокзала. Вот, например вокзал в Антверпене, или в Мадриде.

44. Сейчас отсюда отходят поезда в аэропорт Внуково. Вылетающим из аэропорта и добирающимся на Аэроэкспрессе повезло вдвойне, они покупают билеты в красивейшем зале Киевского вокзала и поезда уходят отсюда. Какая красота. В прошлом году, я ездил отсюда до аэропорта, как раз в разгар Чемпионата и мне встретилась группа болельщиков, они были из Бразилии. Так вот их реально поразил вокзал, они достали телефоны и начали фотографироваться.

45. Дебаркадер проектировал инженер Шухов, на тот момент он уже был очень знаменитым и я бы сказал топовым инженером. Именно поэтому его и пригласили в этот проект, мы же помним, что была идея создать самый лучший вокзал. В итоге получилось очень воздушное сооружение. Не могу сказать, что это самое красивое подобное сооружение, но определенно самое воздушное.

46. Интересно, что шуховские конструкции не дошли до нас в полном объеме, в результате реконструкции, стальные конструкции обносили и вместо красивых заклепок, соединявших элементы, появилась сварка, и все обаяние этой красивой инженерной конструкции улетучилось Однако несколько оригинальных арок все же сохранили и мы можем их увидеть и сейчас. И на том спасибо.

47. Конструкции очень лаконичные и функциональные, из украшений тут разве что декорированные элементы нижних шарнирных опор и светильники.

Нельзя не отметить инженерный гений Шухова и в плане реализованной им идеи сборки конструкций дебаркадера. Половинки арок укрупняли и ставили на место.

Затем с помощью таких вот интересных подъемников их ставили в проектное положение и соединяли две половинки.

Ну а потом уже к стоящим аркам прилаживали прогоны и облицовку. Такой способ, вместо устройства лесов под арками, позволил значительно сократить время монтажа конструкций.

Еще в архивных фото есть интересные фотографии, как на Киевском вокзале принимали официальные делегации. Сейчас такое трудно себе представить. Но раньше вокзалы действительно выполняли роль основных ворот в страну для иностранных глав государств. Сейчас такого почти не увидишь, сейчас все прилетают в аэропорты и официальные делегации даже никак н е пересекаются с обычными пассажирами, для них отдельные выходы, отдельные помещения.

Ну и парочку фото в конце. Смотрите какая телефонная будка стояла на платформе в 60-х.

А вот Киевский с необычного ракурса от классика Аркадия Шайхета. Говорят он забравшись на крышу провалился в одну из ячеек, стекло не выдержало вес фотографа. Но ему удалось зацепиться за конструкции и он сделал несколько кадров.

48. Такая вот красота.

49. А мы идем дальше. Теперь мы поднимемся на часовую башню. Для начала поднимемся на галерею второго этажа зала ожидания через вот такую неприметную дверь, за которой лестница наверх.

50. Обращаем внимание на богато декорированное ограждение. Интересно, что перекрещенный якорь и топор - это символ железнодорожников, а совсем не каких нибудь судостроителей.

51. Наверху красота. Совершенно непонятно зачем эту галерею закрыли для пассажиров.

52. Отсюда можно разглядывать замечательные барельефы на стенах.

53. А вот какой вид на помещения для пассажиров первого и второго классов.

54. А мы идем дальше.

55. Тут есть еще один интересный архитектурный артефакт. Это подконструкция овальных куполов. Интересно, что во время реконструкции, рабочие отметили, что элементы купола прекрасно сохранились и почти не требовали к себе внимания, а ведь им уже 100 лет. Конструкция выполнена из дерева, но как видно, это было вполне оправдано, она дошла до наших дней. Конструкция разработана товарищем Шуховым.

56. А вот и лестница не башню. Вполне, надо сказать, комфортная.

57. Ближе к верху стоит такая вот будка.

58. Внутри часы. Это одни из немногих оставшихся в Москве механических часов. Я знаю еще одни на Спасской башне. Больше не знаю.

59. Механические часты надо заводить, для этого крутится ручка и на вал наматывается трос к которому привязан груз. А дальше механизм работает от силы тяжести, действующей на груз. Часы надо заводить несколько раз в день. Тут же есть маленький циферблат, по которому можно отслеживать правильность показаний времени. Ведь очень важно, чтобы на вокзале часы показывали правильное время.

60. От будки в четыре стороны идут валы, которые и приводят в действие огромные стрелки, которые мы видим на башне.

61. Кардан, а в месте где вал проходит через стекло две войлочные прокладки, наверное для того, чтобы из этих дыр не задувало внутрь.

62. А мы поднимаемся еще выше. Здесь большие арочные окна, которые выходят на все четыре стороны. Именно отсюда открываются замечательные виды.

63. Ну как замечательные... Вот рядом стоит довольно уродливый магазин "Европейский".

64. С другой стороны мы видим крышу вокзала, вон слева такой же овальный купол, конструкцию которого мы видели раньше, справа дебаркадер.

65. Вид на мост Богдана Хмельницкого.

66. Площадь Киевского вокзала. Сплошное море астфальта. Хочется верить, что и тут все облагородят, как у Белорусского вокзала, например.

67. Ну и еще один вид. Тут у нас снова дебаркадер справа к нему пристроены вестибюли станции метро "Киевская". Где то вдалеке станция метро "Студенческая". Немного жаль, что окна тут без ручек и пришлось снимать через грязное стекло. Но все равно виды тут отменные. На этом мы завершим наше путешествие по Киевскому вокзалу, в следующий раз посетим какой-нибудь другой. Благо в Москве их целых 9.

Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.