2018 год войдет в историю, как самый успешный год в отечественном метростроении. Под конец года открыли еще одну станцию и их, открытых в этом году в столице, стало 17. Для того, чтобы понимать насколько это выдающийся результат для нашего метро... Такое же количество станций было открыто за прошлые 4 года! Или вот еще сравнение. В Нижегородском метрополитене, который... является третьим по количеству станций в России, всего 15 станций. Конечно жаль, что такими мощными темпами развивается только наш, московский метрополитен, а остальные в нашей стране большей частью стагнируют, но и Москва развивается бОльшими темпами, чем любой другой город, так что результат к сожалению (для провинции) предсказуем. Итак, 30 декабря, за день до нового года Собянин открыл станцию Савёловская. Да да, именно так, с буквой "ё" в названии. В последнее время модно не прятать точки над "ё" и это тоже своеобразный тренд, который задает Московское метро в последнее время. Достаточно вспомнить "Тропарёво", "Хорошёвскую", недавнюю "Озёрную"... Со ст.м. "Хорошёвская" новую станцию роднит и еще одна особенность, но об этом позже. Еще новая станция интересна тем, что это одна из самых глубоких станций в нашей подземке, она расположена на глубине 65 метров, на более чем 10 метров глубже старой "Савеловской" Серпуховско-Тимирязевской линии. Ну и кроме этого всего у станции еще есть особенность, на сей раз уникальная. Тут впервые не стали закрывать тюбинги, из которых собрана станция, а наоборот сделали их элементом оформления. Давайте смотреть, это как минимум интересно. Фоток будет много, так что запаситесь терпением.
Сперва обратимся к рендерам, хотя нет, давайте копнем глубже, обратимся к эскизам станции "Новокузнечкая". Казалось бы при чем тут "Новокузнецкая"? Но связь есть... В 2016 году в Музее Архитектуры проходила крутейшая выставка, на которой можно было увидеть редчайшие эскизы станций московской подземки, причем были представлены и эскизы, которые и итоге не были реализованы Так вот... эскиз станции "Новокузнецкая" датированный 1937 годом. Тут прекрасно видно что свод бокового зала и путевая стена оставлена в тюбингах. Именно тогда и появилась эта идея, которая спустя 80 лет была реализована на станции "Савёловская"
Вот еще интересный эскиз с той же выставки той же "Новокузнецкой". Этот вариант уже 1943 года. И тут тоже тюбинги. На самом деле оставлять тюбинги в интерьере идея не очень хорошая, так как вода может хоть и в небольших количествах, но просачиваться, для этого и закрывают своды зонтами, которые отводят эту воду и она не капает на голову пассажирам. Именно поэтому на новой станции тюбинги оставили только на путевой стене и пилонах, а своды все равно закрыты зонтами.
А теперь рендеры. Сначала интересный ранний вариант. Это были те золотые времена, когда на станциях хотели ставить стеклянную стену на краю платформы и в ней раздвижные двери, которые бы открывались синхронно с дверями поезда.
Это хорошо для безопасности. Обратите внимание, что пилоны отделаны светлым камнем, а сейчас со стороны центрального зала у нас черный камень.
Соответственно, так как есть остекление, то путевую стену отделывать не надо и ее можно оставить в тюбингах без отделки. Все равно туда никто заглядывать не будет.
Потом концепцию поменяли и стеклянную стену убрали со всех станций. Проект изменился от этого не сильно. Кроме того, появились рендеры вестибюлей. В вестибюле должно было появиться панно, собственно оно в итоге и появилось, но несколько не такое. Хотя может быть это рендер вестибюля, который не открылся.
Крутые картинки на потолке и портале эскалаторного спуска. Да, скорее всего это в другом вестибюле. Что же подождем, когда его откроют и уже тогда будем смотреть. Пока же видно, что изначально на балюстрадах планировали ставить эти дурацкие светильники с ЛДЛа. Слава богу поставили другие.
По сути этот вариант отличается только отсутствием стеклянной перегородки.
Мне вот такой вариант со светлыми пилонами больше нравится.
Вполне себе ничего смотрится. А финальный вариант получился темноватым.
1. По давней традиции метростроительства при Собянине, станция открывается недоделанной. Так со станцией не был открыт один из выходов. Вообще же, так как станция пересадочная на старую "Савеловскую" то ту выходы в город интегрированы в старую систему подуличников. Под открытие новой станции и старые подуличники подновили. Вот как теперь выглядит выход, который расположен слева на площади у Савеловского вокзала. Над этим лестничным сходом не стали делать павильон (почему то), а оформили его в стиле выхода на ст.м. "Петровский парк". Хотя тут скорее гибрид варианта "Петровского парка" и выходов на станциях "Зябликово", "Шибиловская" и "Борисово" Люблинско-Дмитровской линии. На этой огромной стене над лестницей наверно должно было быть название станции из нержавейки, но безжалостный брендбук предполагает над входами вешать унылые лайтбоксы. Смотрится довольно странно. Вдали виднеется черный куб - это лифтовой павильон.
2. Выход был закрыт, когда я там был, так как Собянин еще официально станцию не открыл, поэтому я заглянул туда из подуличника перед входом в вестибюль старой "Савеловской".
3. На поверхности еще идет стройка и бардак, кругом веселенькие ограждения на которых поздравления с Новым годом.
4. Вот например венткиоски еще не доделаны. Забавно, зачем-то запенили поверху, хотя по сути тут все "холодное", чего тут утеплять. И видно, что покрасили бетон в последний момент вместе с пеной.
5. Так как я не был на стройке этой станции ни разу, поэтому не знал, где находится еще один выход. Пришлось идти за метростроевским зомби, он учуял скопление свежих мозгов у павильона. =)
6. Выход номер 7. Это один из двух новых выходов. Он расположен у дома номер 5 по Бутырской улице. Лестничный сход тут тоже без павильона, рядом типовой черный "квадрат" лифтового павильона.
7. Вниз ведет обычный лестничный сход.
8. Внизу еще одна лестница. Это конечно печаль, но для маломобильных граждан предусмотрен лифт. Отделка лестничного схода - черный камень, а в подуличнике приятный светлый.
9. А вот и вход в лифтовой тамбур.
10. По традиции он не работает.. Причем судя по пленке на дверях и индикатору верху, который не горит.. лифт еще не скоро заработает. Обратите внимание, что тут олдскульная табличка навигации и странно, что у дверей не сделаны откосы, закрывающие торцы камня.
11. С другой стороны признак незаконченности работ на станции, открытая дверь в кладовку.
12. Входной портал в вестибюле отделан черным.
13. При входе в вестибюль две нитки маятниковых дверей. В тамбуре решетки, через которые подается теплый воздух. Тут все по классике, нет никаких висящих ИК излучателей или тепловых пушек. Отлично.
14. В вестибюль вернемся чуть позже, давайте снова на поверхность, к выходу номер 6. Это еще один новый выход. Он расположен через дорогу от выхода номер 7. Раньше тут был сквер, теперь здесь все заковали в гранит. На этом маленько пятачке постарались уместить все, что нужно станции. Это в частности венткиоски.
15. Как трогательно металлоконструкции перевязаны проволочкой.
16. Кроме венткиосков, которых тут довольно много, видите на заднем плане еще несколько, так вот, кроме них, тут стоит и входной павильон. Перед открытием тут, на этой гранитной площади поставили новогоднюю ёлочку.
17. Павильон типовой, такие мы уже видели и ни раз. Он серого цвета, в напоминании о цвете Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую можно сделать пересадку на новой станции.
18. И хотя павильон собран очень хорошо, не обошлось и без обидных недочетов. Торец крышки, которая закрывает доступ к линейным светильникам, почему то не закрыт.
19. В задней части стоит еще один лифтовой павильон. Как видно, и тут часть площади отгорожена, там еще идут работы.
20. Лифт, конечно же не работает.
21. Станцию обещали открыть для пассажиров в 13-00 и народ подтянулся. Есть и местные жители, но в основном это
22. На павильоне буква "М" с двумя полосками. Полоски должны указывать на цвета линий. Вот вы бы без подсказки догадались бы, к каким "веткам" принадлежит станция с такими вот полосками? А, например, нет.
23. Пара минут до открытия. Честно говоря, я вот первый раз поехал непосредственно на открытие и мне... не понравилось. Любители халявы и уникальных Троек - это совершеннейшее и абсолютное зло и быдло. Как только открылись двери, они толкая друг друга побежали в вестибюль.
24. Первая волна схлынула и пошли уже люди, которым интересна оказалась сама станция, они достали телефоны и запечатлели исторический момент.
25. На страждущих смотрят работники метростроя и метрополитена.
26. Итак после лестничного спуска еще одна лестница.
27. За углом лифтовой тамбур.
28. Вход в вестибюль. Входы в вестибюль из выходов номер 7 и 6 расположены с разных сторон самого вестибюля, что позволяет перераспределять потоки пассажиров.
29. В самом вестибюле все как обычно. Окошки касс. Тут, как видно нет лайтбоксов, над окошками просто наклейки. Стекла обычные без изменяемой прозрачности, снаружи окошки закрываются жалюзями. А еще тут висят огромные часы, как будто снятые с платформы. Круто, конечно, однако такое решение довольно странно.
30. Кассиры нарядные и улыбаются, так как им не пришлось продавать Тройки с изображением станции, так как их не прислали.
31. справа и слева от касс стоят автоматы по продажи билетов. Уже новые, модные.
32. Колонны в вестибюле необычные, одна половина отделана белым камнем, вторая нержавейкой.
33. Вот общий вид вестибюля. Вы стоим у дверей к выходу 7, напротив двери - это выход номер 6. Справа окошки касс и автоматы с билетами, слева витраж, который отгораживает эскалаторный наклон. Справа от витража нитка маятниковых дверей на вход в эскалаторный зал, слева такие же маятниковые двери на выход.
34. Витраж с принтом.
35. На потолке панели тоже с принтами. Очень круто. Это продолжает традицию других станций Большого кольца, открытых в этом году.
36.
37. На витраже мы видим силуэты людей.
38. Автор рисунка для этого витража Никита Медведев. Если я не ошибаюсь, он же автор рисунков для оформления ст. м. Хорошёвская. Таким образом есть определенная преемственность между станциями Большого кольца.
39. Эскалаторный зал. Наклон отделен ограждением, тут есть мостик с которого будет осуществляться обслуживание витража.
40. На входе стоят ужасного вида рамки. Потолок в вестибюле подшит черной рейкой - это неплохо, но вот белые гофрированные трубы, которые видно через рейку - это ужас какой-то.
41. В первое время пассажиров встречает полицейский с собакой и товарищ с камерой. Наверное, чтобы не забывали, в каком государстве живем. =)
42. На стене висят фотографии со строительства станции - хорошая традиция.
43. Жаль, что не все сделано идеально, вот шкафы с пожарным оборудованием. Хотя они и выкрашены в цвет камня, но дверца уже выломана, как так?
44. Полицейские вышли из своей каморки, которая находится у них за спиной.
45. Вид в сторону выхода в кассовый зал. Зачем сделали дополнительные нитки дверей, которые отделяют кассовый и эскалаторный зал, мне не понятно.
46. Вид в сторону эскалаторов.
47. Тут очень здорово оформлен потолок, посмотрите-ка. Панели с принтами очень оживляют интерьер.
48. Со стороны проходов колонны отделаны нержавейкой, а вот со стороны эскалаторов - благородным светлым камнем.
49. Несколько странно закончили ограждения эскалаторов. Какой-то непонятный косяк.
50. Спустимся вниз.
51. На балюстрадах установили прикольные светильники.
52. Пожалуй это самые крутые светильники из новых. Смотрите как они круто смотрятся. И кроме того, они хорошо освещают свод, равномерно.
53. И выглядит не так хлипко, как на ранних станциях ЛДЛа.
54.
55. Внизу портал с гермозатвором.
56. У эскалаторов будка дежурного. Когда же уже они пропадут то? И дежурному тут сидеть целый день - это жесть, да и повесить камеру и наблюдать за эскалатором откуда-то из более удобного места куда как удобнее.
57. Портал отделан черным. Все довольно лаконично.
58. Внезапно тут не только любители метро, вот кто-то съездил в Ашан на ст.м. ЦСКА и затарился ёлкой.
59. Отраженьки. Как классно получилось.
60. А еще тут классные светильники.
61. Фотографии на стене создают иногда очень необычный эффект, как будто окно в другой зал.
62. Светильник. Удивительно, но какие-то панели зонтов с вмятинами. Как так, неужели этого было не видно еще при монтаже?
63. В переходе классно сделан потолок, он черный, подшит такой вот фактурной рейкой.
64. Что мне нравится, это общее ощущение чистоты, аккуратности и продуманности. Все довольно просто, белый камень, на сводах зонты, на полу серый камень. Но как аккуратно сделана облицовка стен, зонты от камня отделяет дополнительный бордюр, а на полу вдоль стены идет тонкая черная полоса. Всё это мелочи, все это детали, которые отличают хорошую архитектуру от посредственной. Тут все в порядке. Все материалы сочетаются и их стыки выглядят естественно, именно так как это должно быть.
65. В торце этого аванзала перед платформой черная глухая стена. Тут висят две интересные фотографии. Везде фото развешаны в хаотическом порядке без системы, тут же видно, что была определенная идея. Здесь два коллективных фото с одной стороны товарищи из Мосметростроя, с другой Ингеоком. Эти товарищи возводили станцию.
66. На платформу ведет лестница. К сожалению у нас не умеют делать станции глубокого залегания, пригодные для маломобильных пассажиров. Даже если лифт доставил вас на уровень вестибюля, все равно ниже надо ехать на эскалаторе, и уже внизу эта непреодолимая преграда.
67. Над входом на платформу висит противодымный витраж, так что это не декорации ради, а вполне себе практическая вещь.
68. Это СТЫК детка! =)
69. Фантастически-странная табличка. Тут упомянуты все, от Собянина, до подрядчиков в лице Ингеокома и Мосинжа, а вот истинных авторов станции, архитекторов, тут почему-то не упомянули. Это конечно дичь. Хочется верить, что инициаторов размещения этой таблички
70. Вид со стороны платформы.
71. И перед тем, как посмотреть на платформу, давайте посмотрим не переход со старой "Савеловской". Переход расположен в центре платформы, между пилонами сделаны три лестницы.
72. Тут инвалидам тоже будет непросто.
73. Без косяков никуда. Видно, что сперва не очень угадали с расположением поручней, на черном граните остались дырки.
74. В середине лестнице из стены выдается участок.
75. Что это за странный артефакт и почему отделку нельзя было опустить до пола? Непонятное какое-то место.
76. На лестнице довольно темновато, так как тут нет светильников на потолке.
77. Отделка в переходе такая же, как мы уже видели при спуске из вестибюля.
78. Приятно смотреть на аккуратно сделанную облицовку. Вентрешетки смотрятся неплохо.
79. Правда не идеально.
80.
81. Эскалаторы на уровень платформы. Я уже говорил, что новая Савёловская находится на 10 метров глубже старой.
82. Светильники.
83. Тут 4 нитки эскалаторов. Это уже стало стандартом. Больше в наклон из тюбингов такого радиуса вместить нереально.
84. Спускаемся на платформу, тут видны следы спешки. Осталась пленка внутри пульта управления эскалатором.
85. Вентрешетка напротив тоже выглядит так, как будто ее делали в спешке.
86. Естественно эскалаторный наклон от платформы отделяет гермозатвор. Портал тут оформлен черным.
87. Ну и напоследок платформенная часть. Именно тут скрывается оригинальные находки и... серьезные просчеты. Начнем не с боковых залов, как обычно, а сразу с центрального.
88. Тюбинги пилонов решили показать, закрыв их от пыли стеклом. В торцах станции между пилонами есть венткамеры дымоудаления за такими вот стеклянными черными панелями. Тут же расположены и скамейки.
89. Вот оно. Вот что мы видим через стекло. Тюбинги похоже не стали пескоструить и нанесли краску прямо так. На знаю насколько это хорошая идея.
90. К большому сожалению из-за особенностей конструкции, между стеклами огромный зазор. Через него не тюбинги попадает пыль, от которой стекло и должно было их защитить. Получается, что стекло тут лишнее, можно было просто оставить тюбинги открытыми. Более того, торец стекла ничем не защищен и его легко разбить. Это реально косяк.
91. Я спокойно просунул в щель руку. А ведь туда можно накидать бумажек например. Ужасное решение, ужасное исполнение.
92. Подкаркас, к которому крепится стекло сделан из такого профиля как для офисных перегородок или витрин. Странно, эти профиля сверху ничем не закрыты.
93. Сквозь стекло видны кронштейны. И хотя их покрасили, выглядит все равно топорно.
94. Торцы декоративных крышек... не закрыты. Вообще все выглядит очень дешево и топорно. Я такого не ожидал. Обычно архитекторы Метрогипротранса более тщательны в проработке деталей.
95. Издалека смотрится неплохо. Собственно я смотрел фото со строительства и не ожидал подвоха, казалось, что все хорошо, но... нет.
96. Над каждым проемом между пилонами написано название станции на русском и английском. А зачем, зачем в таком количестве?
97. Со стороны центрального зала пилоны облицованы темным. Хотелось бы, чтобы уж если сделали стеклянные экраны, разместить за ними подсветку. Как кажется пилоны получились темноватыми, а подсветка фактурных ребер тюбингов смотрелась бы круто.
98. Внезапно под открытие на платформе поставили новогоднюю ель. Очень необычно.
99. Интересно, почему бы не установить у каждого пилона скамейку?
100. Без скамеек приходится сидеть на принесенных стульях. =)
101. телевизионщики берут интервью и счастливых местных жителей. Взяли бы они интервью у меня.... хотя они все равно бы не пустили это в эфир. Нужны только восторженные коментарии, ведь у нас нет никаких проблем в строительстве метро, так ведь? =)
102. Пока станция новая, можно делать такие фото.
103. Представьте себе если бы пилоны изнутри подсвечивались. Было бы что-то похожее на ст.м. "Фонвизинская"
104. Посередине лестничный сход, он ведет в выход, который оказался закрыт. Подождем, когда откроют и посмотрим, что там. По идее он долден вести в еще один вестибюль.
105. Путевая стена совершенно без отдели, тут нет даже стекол, как на пилонах. Смотрится реально круто.
106. В боковых залах боковушки пилонов отделаны белым камнем и такой контраст с черными тюбингами - очень круто. Идея с отсутствием отделки появилась потому, что платформу должна была отделять стеклянная стена с дверями, и естественно отделка тогда совершенно была бы не нужна, особенно, если поставить в качестве стекол стекла с небольшим зеркальным напылением. Очень понравилось, что удалось убрать все коммуникации со стены, оставили только внизу трубу из нержавейки, в ней видимо проложены какие-то провода или еще что-то. Труба смотрится очень органично, на первый взгляд ее вообще не видно.
107. Серые поезда тут смотрятся не очень, хотя говорят, что на БКЛ пустили петушиные поезда "Москва" со светящимися огоньками. Наверное такой поезд на этой монохромной станции смотрелся бы круто.
108. Название станции также стоит на нержавеющей трубе - отличное решение. Сначала казалось, что полированная нержавейка тут смотреться не будет, но нет, все очень круто.
Такая вот получилась станция. Стекло, которое закрывают тюбинги на пилонах - это ужас, хочется верить, что хотя бы допилят этот вариант. Закроют торцы стекол, и обязательно закроют щели между стеклами.
Еще про станцию Савёловская:
Станция Савёловская
Станция Савёловская (восточный вестибюль)
ПЕТРОВСКИЙ ПАРК >>> САВЁЛОВСКАЯ
пересадка на станцию "Савеловская" (Серпуховско-Тимирязевская линиия)
наземный переход на станцию "Савёловская" (МЦД1)