?

Log in

No account? Create an account
-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Ст.м. Курская (Арбатско-Покровская линия)
-
bluesmaker


В старых станциях Московского метро есть свое очарование, как и вообще в любых старых архитектурных пространствах. Архитектура объектов транспортной инфраструктуры была наиболее яркой и помпезной на заре появления этой самой транспортной инфраструктуры: сети железных дорог, авиационного транспорта, а также позднее таких видов транспорта, как метро. И если с развитием технологии и нагрузки на транспорт, например аэропорты существенно поменяли свою структуру и практически все перестроены из своих изначальных форм в современные, большие, высокотехнологичные объекты, то, крупные железнодорожные вокзалы стараются сохранить свой изначальный облик начала прошлого века, многие из них являются шедеврами архитектуры и давно стали не просто отправными точками для путешественников, но и сами являются целью туристов, так как превратились в достопримечательности. Такая же судьба и у станций Московского метро. Более 40 станций - это объекты культурного наследия. Многие из нас каждый день по нескольку раз посещают эти объекты, зачастую даже на задумываясь о том, как им в общем-то повезло. Всегда можно совместить полезное - доехать до работы, с приятным - осмотром достопримечательностей.
Итак, сегодня у нас станция второй очереди, станция "Курская" - безусловная достопримечательность, архитектурный памятник эпохи. Архитектором станции стал Л.М. Поляков. Его же авторства еще две станции "Октябрьская" и "Арбатская", а также очень похожая на московскую "Октябрьскую", станция питерского метро "Пушкинская". "Курская" открылась в 1938 году в составе участка от ст.м. "Александровский сад" (тогда "Улица Коминтерна") до ст.м. "Курская". Сейчас станция входит в большой транспортный узел, тут можно сделать пересадку на Кольцевую и Люблинско-Дмитровсую линию.


Как всегда начнем с погружения в прошлое посредством старых архивных фотокарточек. Станции первых очередей вполне закономерно приковывали внимание в том числе и фотографов, поэтому грех жаловаться на недостаток фотографий. Итак, наземный вестибюль станции встроен в жилой дом. В 1932 году рабочими Курской железной дороги был заселен новый дом № 27 (архитектор Б. М. Шатнев), спроектированный в конструктивистской манере, а спустя время, в 1937 году со стороны площади в нем появился вход в вестибюль станции метро "Курская". Вот отличное фото, теперь такое не сделаешь, теперь не месте площади высится страшный торговый центр.

Вот вход м метро чуть ближе. Тут прекрасно видно, что внутри была отделка плиткой, уложенной ромбиками, это видно через открытые двери.

А вот фото 1979 года. Тут видно, что внутри плитку поменяли.

Заходим в вестибюль. Тут до сих пор висит эта огромная люстра, что изображена на фото, правда теперь на ней другие не аутентичные плафоны. Слева окошки касс, как мило.

Далее вниз ведет эскалатор. Интересно, что наклон освещали настенные бра, а на балюстрадах эскалаторов светильников не было. Бра и сейчас висят тут, однако я не видел, чтобы они работали. На балюстрадах теперь светильники именно они и дают свет.

С открытием станции "Курская" Кольцевой линии был сделан переход между станциями, он тоже очень примечательный. Стены отделаны камнем, из которого выложен орнамент вдоль всего перехода, светильники встроены в ниши, но самое главное тут, это конечно пол.

На полу был выложен "ковер" из разноцветной плитки. Шикарный получился переход. Сейчас плитки нет, и тут уже не так круто все выглядит. Надеюсь пол когда-нибудь вернут.

Со стороны "Арбатско-Покровской линии в нише стоял (сейчас не обратил внимание есть ли) торшер, такой же, какие стоят на "Курской" кольцевой по обеим сторонам лестницы из этого перехода.

Ну а теперь спустимся на саму платформу. В боковых залах пол был асфальтовый с ограничительной линией из плитки.

Вот интересное фото. Тут видно, что на станции стояли урны. И еще это прекрасный пол. Около пилонов шла полоска с орнаментом, а центральная часть выполнена в виде ромбов, перекликающихся с ромбами кессонов на потолке. К большому сожалению на фото не понятно чем уложен пол, но мне кажется, что это все-таки плитка, тем более в последствии пол тут заменили на скучный из камня. Вряд ли стали бы менять каменную отделку, скорее всего была плитка, ну или "мягкий" мрамор. Сейчас пол выглядит очень скучно, особенно после взгляда на эти фото.

Вот еще прекрасное фото. Тот торец, в котором теперь спуск на ст.м. "Чкаловская" был глухим. Там была табличка (что там написано?) и пара торшеров.

Интересно, что во время войны тут организовали филиал библиотеки. И в газетах появлялись такие вот пропагандистские фото. Мол, жизнь советских людей даже во время войны кипит, пусть даже и под землей. Естественно, большинство таких фото было постановочным, а станции метро в основном использовались как бомбоубежища.

С трудом верится в непостановочность подобных кадров.

1. А теперь вернемся в наше время и поглядим, что интересного на "Курской". К сожалению близость к вокзалу дает о себе знать. Вокруг все заросло всякими палатками, трубами и кондиционерами. Хорошо бы все это убрать с фасада.

2. Внутри тоже все заставлено. Бесполезные рамки металлодетекторов портят весь вид любого вестибюля. Зато тут сохранилась раритетная надпись "К КАССАМ И ПОЕЗДАМ". Ну и конечно здесь интересный кессонированный потолок со светильниками. Интересно, это исторические светильники или уже нет?

3. А вот большая "люстра". Она тут с открытия, только поменяли плафоны. С такими плафонами даже стало лучше.

4. А вообще тут везде висят такие бра в розетках со снопами и серпами. Очень симпатично.

5. Светильники даже сохранились на стенах эскалаторного наклона. Это круто. Даже плафоны вроде аутентичные. Но теперь светильники не горят, наклон освещают светильники на балюстраде.

6. Шикарно, что они сохранились!

7. После эскалаторов аванзал с роскошным потолком. Вообще все старые станции отличаются совершенно каким-то особым строением вестибюлей - они все состоят из маленьких зальчиков и проходов между ними. Такой лабиринт.

8. Потолок очень нарядный.

9. Эскалаторный зал. Тут налево проход в эскалаторный зал кольцевой станции и выход в совмещенный вестибюль, а прямо - эскалатор на платформу.

10. Какой потолок. Снова крутой потолок!

11. Какая красота! Подземный дворец, не иначе...

12. Жалко, что тут стоят какие-то торговые павильоны, было бы здорово, если бы их убрали.

13. На станции за эскалатором после войны появился гермозатвор.

14. После открытия кольцевой станции между двумя "Курскими" сделали переход. Он довольно примечательный. Это спуск на платформу кольцевой станции.

15. В переходе симпатичная отделка стен. А вот от оригинального узора на полу ничего не осталось. Теперь он выложен крупными гранитными панелями.

16. Крутые металлические таблички с названием станции. Между нишами, в которых спрятаны светильники красивые мозаики.

17. Обычно тут очень оживленно и разглядеть эту всю красоту многие просто не успевают.

18. Выход из перехода в среднем зале. Очень неудобное решение с лестничными спусками в центральном зале, так как при увеличении числа пассажиров при прибытии поезда тут образуется "пробки".

19. Зато смотрите какое крутое ограждение с металлическими панно с серпами и колосьями.

20. Очень симпатично.

21. Посмотрим в боковой зал. Внезапно поезд "Кино Победы"

22. Там где нет проходов между пилонами поставили лавочки. Над лавочкой название станции. В качестве освещения используются такие же бра, что и в вестибюле наверху. Кроме того над путями висят люстры.

23. Путевая стена отделана плиткой. Вверху идут пустые круглые ниши, как будто для лепнины или каких то панно. К сожалению на архивных фото мне не удалось найти видов с путевой стеной. Интересно было ли там что-то, или они изначально были пустые?

24. Свод и в боковых залах и в центральном украшен очень богато. Тут снова кессонированный потолок.

25. Простые, но симпатичные люстры.

26. В центральном зале лавочки стоят у пилонов, кроме тех, которые находятся в месте лестничных спусков перехода на кольцевую.

27. Раньше тут был глухой торец, теперь - эскалатор на станцию "Чкаловская".

28. Мне кажется, что отделка потолков сильно влияет на общее восприятие от станции в лучшую сторону. Например гладкий без отделки свод станции "Проспект Мира" смотрится скучно, а на станциях "Красные ворота", "Театральная" или вот на "Курской" потолок - это один из главных элементов декора станции.

29. Очень симпатичная станция. Очень грамотно еще сделана в плане освещения. В зоне установки бра и люстр свод гладкий и работает как отражатель. Пол стал более простым по сравнению с изначальным вариантом, который мы видели на архивных фото. Однако, если этого не знать, то выглядит вполне себе гармонично. Серая отделка пилонов и такая же серая гамма у гранита на полу.

30. За счет того, что станция входит в крупный пересадочный узел из 3 станций метро, да еще и имеет выход к Курскому вокзалу, тут всегда очень оживленно.

31. И еще один вид на центральный зал станции и едем смотреть другие станции.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Площадь Революции <- Курская -> Бауманская
Пересадка на ст.м. Курская Кольцевой линии
Пересадка на ст.м. Чкаловская Люблинско-Дмитровской линии



МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Posts from This Journal by “арбатско-покровская” Tag

  • Ст. м. Семёновская

    Станция метро Семёновская. Еще одна станция открытая во время Великой Отечественной войны. Строительство началось в 1938 году, но из-за войны…

  • Ст.м. Арбатская (Арбатско-Покровская линия)

    Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии относится к той не очень большой группе станций Московского метро, построенных и открытых в…

  • Электродепо "Измайлово". Поезда.

    Продолжаем изучать электродепо "Измайлово". В первой части мы уделили внимание архитектуре, погрузились в историю бывшей тут некогда…


  • 1
Отличный репортаж, спасибо.

Переход - Курская - Чкаловская

Я прекрасно помню, что когда открыли Чкаловскую 28 декабря 1995 года, то переход на Арбатско-Покровскую линию тогда ещё не открыли, открыли переход на Кольцевую линию. А когда открыли переход от Чкаловской на Арбатско-Покровскую линию?

  • 1