-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Ст.м. Смоленская (Арбатско-Покровской линии)
-
bluesmaker

Станция "Смоленская" была открыта в 1953 году в составе участка "Киевская" - "Площадь Революции". Станции, построенные после войны в 50-е, самые, пожалуй помпезные. Этот период - период расцвета архитектуры и богатства декора в Московском метро. Самые красивые станции, которые принято называть подземными дворцами созданы в этот период. Станция "Смоленская" не исключение. Очень красивая станция. Интересна история создания участка "Площадь Революции" - "Киевская". По сути он должен был заменить участок нынешней Филевской линии, который был поврежден во время войны. Однако поврежденный участок со временем восстановили и мы имеем две "Арбатских" и две "Смоленских", которые не являются пересадочными. Но в отношении "Смоленских" этот нюанс может со временем исчезнуть, так как тут собираются построить еще одну станцию, на этот раз Калининско - Солнцевской линии. Но это будет еще очень нескоро.

Обратимся к архивным фотографиям. Их оказалось не так уж и много. Удивительно даже. Вот вид на арку со стороны Садового кольца. Судя по всему тут был наземный пешеходный переход. Круто.

А вот и сам вестибюль, он не сильно изменился со дня открытия. Слева в кадре видно, что из кирпича собирают стенку, которая стоит там во дворике, и я так понимаю тоже является частью ансамбля вестибюля.

Эскалаторный зал. И тут ничего не поменялось.

Платформа. Тоже без изменений. Даже пол сохранился оригинальный. Единственное в каждом проеме между пилонами висит указатель. Какая забота о пассажирах. Интересное фото, кстати, тут включен только верхний свет, а светильники на пилонах погашены.

1. Но вернемся в наши дни. Тем более, что "Смоленская" дошла до нас в почти что первозданном виде.
Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Это не единственная станция с такой особенностью, вестибюль станции "Кузнецкий мост" тоже спрятан во дворах. Однако тут все гораздо круче. Помимо вестибюля в архитектурный ансамбль станции входит еще и эта замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо.

2. Проход между домами также задекорирован. Все в едином стиле. Это очень круто смотрится конечно.

3. А в этих нишах наверное предполагалось поставить скульптуры. Постаменты под них есть. Не удалось найти никаких ни эскизов, ни фотографий именно этого места, что странно. Вообще мало исторических фото станции.

4. Павильон сзади полукруглый. В одном окне поставили пластиковое окно с решеткой, а вот остальные окна аутентичные. Внизу какие то ворота, что там?

5. А передняя часть прямоугольная, как например на ст.м. "Новослободская"

6. Массивные порталы с металлическими декоративными элементами и деревянные двери выглядят очень круто. Интересно, что три ряда стекол над дверями закрашены черным, хотя на исторических фото видно, что изначально там прозрачное стекло.

7. Фасад украшен четырьмя медальонами с знаковыми победами. Слева направо - 1612 год - изгнание польских интервентов, мы теперь эту дату отмечаем 4 ноября, 1812 год - война с французами. Это две даты из российского прошлого, а правее две даты уже советские - 1917 год и последний медальон - 1945 год. Победу над фашистскими захватчиками мы тоже отмечаем, как гос. праздник 9 мая. Между порталами с входными группами есть ниша, в которой тоже никого нет. Должна была тут стоять скульптура или нет - непонятно. Немного жаль, что букву М присобачили прямо перед входом, она хорошо бы смотрелась наверху павильона, как она была изначально, судя по архивным фото.

8. Большая часть кадров снята во время дневного окна, когда центральные станции Арбатско-Покровской линии были закрыты для пассажиров.

9.

10. Кассовый зал. Он находится в прямоугольной части вестибюля. Кассы отделаны деревом - смотрится очень круто. На потолках лепнина и шикарные люстры - это все золотой век Московского метро.

11. Правда в какой то момент тут стал появляться всякий мусор в виде таких вот палаток. Кошмар.

12. Еще раз кассы - шикарно, просто шикарно.

13. Выход из эскалаторного зала. Естественно тут стоят гермоворота.

14. А на вход надо пройти по коридору чуть дальше.

15. Тут висят роскошные светильники.

16. Эскалаторный зал круглый с высоким сводом. Тут такие же крутые светильники.

17. По всему периметру идет мозаичный фриз. Снова на тему славы русского оружия. Над входом в эскалаторный зал мозаика посвящена 1812 году.

18. Над выходом - 1945 году.

19. Неожиданный вид из будки дежурной около турникетов.

20. Немного деталей. Пафосная вентрешетка. Теперь такие не делают. Такие можно увидеть в каких нибудь богатых усадьбах, музея, дворцах.... и в Московском метро.

21. Купол венчает тоже мозаика - советская звезда в окружении венка из листьев.

22. Зал конечно шикарный. Все, буквально все богато задекорировано. Свод купола ребристый и за карнизом расположены светильники который подсвечивают купол снизу.

23.Еще несколько вентрешеток... и аутентичная деревянная дверь куда-то в подсобные помещения.

24. Над эскалаторным наклоном мозаика с изображением ордена Победы.

25. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Возможно скоро вестибюль закроют для замены эскалаторов.

26. Станция глубокого заложения, глубина 50 метров.

27. Внизу на платформе тоже несколько артефактов, например старые деревянные двери. Поглядите как забавно смотрится буква "М" в нижней части двери.

28. С другой стороны.

29. Пилоны облицованы очень интересно. Всякий архитектор старался как то скрыть массивность пилонов, тут в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые за одно скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Выглядит все очень солидно. Со стороны боковых и центрального залов на пилонах установлены светильники.

30. Кроме светильников на пилонах, есть еще светильники за карнизами, которые освещают свод.

31.

32. В центральном зале установлены мраморные лавки.

33. Светильник на пилоне. Очень круто выглядит - богато.

34. Резные скамейки тоже выглядят очень красиво. На полу из камня выложен орнамент, который идет вдоль пилонов центрального зала.

35. Остальная же часть пола выложена однотонным камнем. И даже при этом пол выглядит круто.

36. Торец платформы. Тут все отделано замечательной плиткой, и опять же сохранились оригинальные деревянные двери и окошко.

37. Еще одна дверь в подсобное помещение... и тоже с литерой М, выполненной в виде отверстий в полотне двери.

38. Внутри все отделано плиточкой, тоже аутентичной, как я понял. Перила тоже... красота.

39. Путевая стена отделана плиткой. Орнамент с золочеными элементами тоже сделан из плитки, поверху идет обрамление из фигурной плитки.

40. Еще раз взглянем на центральный зал. Это не метро - это какой-то дворец.

41. Еще из декоративных элементов - торец центрального зала украшает барельеф.

42. Барьельеф работы скульптора Мотовилова. Тема - защитники Отечества. Скорее всего в скором времени станцию закроют для замены эскалаторов. Скорее всего, как на станции "Бауманская" тут поставят 4 эскалатора вместо 3-х. А раз станцию будут закрывать, то будут делать и реставрацию. В принципе тут все в неплохом состоянии, просто подновить немного. Единственное, может быть немного почистят от бесконечных наслоений краски барельеф Мотовилова.


P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Киевская <- Смоленская -> Арбатская

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Posts from This Journal by “арбатско-покровская” Tag

  • Электродепо "Измайлово". Поезда.

    Продолжаем изучать электродепо "Измайлово". В первой части мы уделили внимание архитектуре, погрузились в историю бывшей тут некогда…

  • Электродепо "Измайлово"

    Что такое метро с точки зрения пассажира? Это поезда и станции. Но это только небольшая часть айсберга, который на самом деле из себя представляет…

  • Ст.м. Партизанская.

    Продолжаем прогулки по станциям московского метрополитена. Сегодня у нас на очереди очень интересная станция. Станция "Партизанская".…


  • 1
"тут включен только верхний свет, а светильники на пилонах погашены."
Наверное ночью фотографировали, вот и горит стандартный минимум.

"Внизу какие то ворота, что там?"
Оборудование для уборки. (Было во всяком случае раньше)

"Правда в какой то момент тут стал появляться всякий мусор в виде таких вот палаток. Кошмар."
Согласен, всегда был рад Собянинскому террору на улице и в других местах. Уверен что когда будут ремонтировать снесут нахрен.

По поводу ниш под скульптуры. Да, во всех пустых нишах московского метро стояли или должны были стоять скульптуры (Сталина, Ленина или других вождей революции) Я пару лет назад находил неплохую статью про это, там перечисляли где что было. Даже пару отфотошоплиных фотографий сделали, со вставленным статуями. Жалко теперь не могу найти.

Edited at 2016-12-14 03:03 am (UTC)

Какой же мудак догадался ставить мерзкие красно-синие колонны в центрах таких станций. Всю перспективу испортили.

Всю перспективу испортили

Так в том то и был смысл, они по замыслу и должны были словно чирей на жопе выглядеть. Чтобы сразу люди замечали в толпе. Некрасиво, но логично для безопасности и удобства.

Re: Всю перспективу испортили

Всё-таки "чирей в центре" характерен только для первой волны установок этой хрени. Потом стали ставить аккуратнее, где-нибудь сбоку и не перпендикулярно потоку.

Больше всего мне жалко испоганенную этим говном Кропоткинскую.

В верхнем вестибюле сохранились будки для таксофонов. В обной из будок таксофона нет, а есть неприметный проход в служебные помещения. Раньше через него можно было попасть в библиотеку, до того, как она переехала в Сити.

  • 1
?

Log in