-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Ст.м. Новокузнецкая.
-
bluesmaker

Станция метро "Новокузнецкая" - станция открытая во время войны. Станция открыта на действующем перегоне вместе с соседней ст.м. "Павелецкая". Строительство станции во время войны повлияло и на сроки постройки. Эскалаторы должны были производиться в Ленинграде. В итоги их выполняли московские специалисты и сроки открытия станции сдвинулись. Также в блокадном Ленинграде набирали панно по эскизам А.А.Дайнеки. Посмотрим, что еще интересного можно тут увидеть.

ТТХ станции. Станция глубокого залегания, пилонная, имеет один наземный вестибюль.

Начнем с эскизов. Очень это интересное дело.
Вариант архитекторов В.Г. Гельфрейха и И.Е. Рожина. Этот вариант в дело не пошел, однако этот тандем авторов работал над павильоном наземного вестибюля. Тематика оформления станции - героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной войны. Интересно, что на тот момент война еще вовсю шла.

А вот проект И.Г. Таранова и  Н.А. Быковой. Проект 1937 года. Интересно,что тут предполагалось оставить на своде тюбинги без какой либо обработки. Интересный вариант. Путевую стену также предполагалось украсить. В итоге воплощенный вариант очень похож на этот эскиз. Основной элемент - шикарнейшие лавочки в итоге заняли свое место на станции.

Теперь немного архивных фото. Вот павильон вестибюля. Интересно что подобные круглые павильоны с колоннадой по периметру позже, пусть и в упрощенном виде, получили станции "ВДНХ", "Алексеевская", "Рижская". Обратите внимание на светильники, висящие в проемах.

А вот уже светильники другие, зато входные группы еще деревянные - очень круто смотрятся. Кстати, отчего то при последующей замене входных групп совершенно не учитывали оригинальную раскладку витража, а ведь это тоже часть архитектурного облика. Хотя такое у нас везде. Во многих зданиях при замене окон на современные пластиковые или алюминиевые совершенно не учитывают оригинальную раскладку - от это фасад многое теряет.

Интерьер станции. Изначальный вариант. В 70-е годы центральный зал удлинили, для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию. Однако панно, которое видно на фото, сохранили и разместили его в торце уже удлиненного центрального зала. Естественно с панно исчез образ Сталина, его заменил Ленин. Интересна форма стеклянных  плафонов торшеров. Тут она плоская.

А позже плафоны установили другие. Интересно почему.

Еще одно фото. Пассажиры приехали на станцию "Новокузнецкая". Скорее всего постановочное фото, снятое ночью, как и многие фото из метро того периода.


1. Ну а теперь вернемся в настоящее. Станция метро "Новокузнецкая" имеет, как уже говорилось, один вестибюль, который расположен в наземном павильоне в виде ротонды. По периметру идут 8 массивных колонн, образуя колоннаду. Сейчас павильон выкрашен в желтый цвет. Есть подозрение, что это не родной цвет. Смотрится не очень.

2. Входные группы тоже в какой-то момент заменили на алюминиевые. Поменяли в том числе и раскладку витража, что конечно не здорово. А вот здорово было бы, если реконструкция докатилась и это этого павильона и ему вернули бы исторический облик.

3. Внутри проходы на вход и на выход идут вдоль центрального "стакана" эскалаторного зала. Отделка стен тут из черного с белыми прожилками камня, входные группы красиво обрамлены светлым камнем.

4. Внутренний "стакан" обрамлен светопрозрачными витражами с симпатичными металлическими решетками в которых такие вот медальоны с буквой "М".

5. Смотрите какие крутые решетки. Кроме того тут присутствуют еще и декоративные медальоны авторства Г.И. Мотовилова. Немного жаль, что они так высоко, многие их вообще не замечают., и не видели их ни разу. Тут же справа окошки касс.

6. А вот и эскалаторный зал. По периметру витражи. Нижняя часть глухая, насколько я понял там как раз служебные помещения, там же кассы.

7. В центре купол. Интересно, что внутри него нет никакой мозаики или другого декора.

8. На платформу ведут 3 нитки эскалатора.

9. А вообще отделка купола довольно симпатичная в классическом таком стиле. Вполне мог бы украшать интерьер какого-нибудь собора или дворца.

10. А вот в перед эскалаторным залом на потолке мозаика "Парад физкультурников". Мозаики изготовлены В.А. Фроловым по эскизам А.А. Дайнеки в блокадном Ленинграде. Изначально эти декоративные элементы предназначались для станции метро "Павелецкая", однако после изменения проекта на двухсводчатую без центрального зала, мозаики оказались не востребованными и их решили установить на "Новокузнецкой". Всего мозаик было изготовлено по одним данным 11 или 12 штук... по другим данным - все 14. На "Новокузнецкой" удалось разместить не все, 7 штук в центральном зале, и одну вот тут в вестибюле. Куда делись остальные, не удалось найти информацию. Кроме того, после установки гермозатворов со свода центрального зала было снято и тоже исчезло еще одно панно. Вскоре после завершения работы над этими мозаиками Фролов умер - это была его последняя работа. Также последней работой, но уже для метро, это стало и для Дайнеки, после эскизов этих мозаик для метро он больше ничего не делал.

11. Спускаемся по эскалатору. Тут даже своды украшены орнаментом. Обычно эскалаторный наклон никак не декорируется, тут все иначе.

12. Арка украшена литым барельефом работы Н. В. Томского.

13. Гермозатвор, установлен после войны. Поверху, вдоль всего центрального зала станции идет гипсовый фриз, изображающий бойцов Красной армии. Было много споров тут недавно, так как его выкрасили в более светлый цвет, чем он был раньше. А судя по архивным фото он был одного оттенка со сводом (фиг поймешь по черно-белому фото), то есть возможно тоже белым.

14. Также на станцию можно попасть со станции "Третьяковская". В переходе все без изысков.

15. Обычный унылый свод, светильник с торчащими лампами.

16. Стены тут облицованы светлым камнем.

17. Сверху можно поразглядывать светильники.

18. В торце центрального зала спуск вниз, там находятся служебные помещения.

19. Вообще на кросс-платформенную "Третьяковскую" идут два перехода, один, тот что в центре зала в северный зал, а вот этот вот в торце, соответственно в южный.

20. Здесь тоже все просто и лаконично.

21. Хотя тут, в отличие от лестничного схода в центре зала, ограждение не сплошное, а в виде такой вот металлической решетки.

22. Станция очень богато декорирована, но все же основной фишкой платформенной части стали эти вот роскошные скамейки. Хотя это слово тут как то даже не уместно. Это целое произведение искусства.

23. Даже ходит легенда, что эти скамейки были вывезены из взорванного храма Христа Спасителя. Очевидно, что такая легенда появилась от того, что скамейки выглядят очень богато и помпезно, словно бы из какого-то дворца или даже возможно храма. Роскошные высоченные спинки, подлокотники и резной декор - все это смотрится шикарно до сих пор. Скамейки находятся между пилонами как в боковых, так и в центральном зале. В боковых залах над ними металлические щиты с изображением великих полководцев прошлого. Обратите внимание, тут часть спинки - деревянная.

24. А в центральном зале вся спинка из камня. И вообще, если приглядеться, то скамейки разные, отличается орнамент в отделке подлокотников и свитка на спинке. Поверху тоже щиты но уже с надписями "Слава героическим защитникам города Сталинграда" Еще есть таблички с Севастополем и Одессой.

25. Лавочки эти наверное самые красивые в нашем Московском метро. В моем личном лавочковом рейтинге - эти, номер один!

26. В последнее время очень любят закрывать у нас центральные участки внутри кольца, в какой-то момент даже "Новокузнецкая" побывала конечной =). в торцевых частях боковых залов стены отделаны таким вот камнем со множеством прожилок, не знаю почему, но мне такой камень совершенно не нравится, выглядит очень грязно и неухожено, как будто бы потрескавшаяся эмаль на керамике.

27. А вот своды и путевая стена ничем не декорирована - просто штукатурка и краска. Интересно, что на эскизах вообще хотели оставить голые тюбинги. Однако совсем без водоотводящих зонтов конечно делать нельзя.

28. Светильники довольно простые, но выглядит все равно симпатично. Наряду с растительным орнаментом обязательный серп и молот. И эти проволочки на плафоне... =)

29. Порталы между пилонами тоже богато украшены. А перед лавочками на полу каменный коврик - как мило.

30. Панно, как уже говорилось выше, было перемещено в связи с удлинением центрального зала для организации пересадки, но сохранено - это прекрасно.

31. В 2013 году, в год 50-летия открытия станции, тут появилась гранитная доска, напоминающая о труде В. А. Фролова в блокадном Ленинграде. Очень грустная история. Хотя подобных историй в блокадном Ленинграде было много, героизм и преданность своему делу до конца конечно поражает.

32. Посмотрим на центральный зал. На потолке орнамент, позаимствованный из древнего Рима, из одной из гробниц. Действительно очень похоже. Но тоже ничего удивительного тут нет. Применение классических орнаментов и форм для такого помпезного интерьера - закономерно.

Кстати видно, что в таком случае мозаики выглядят несколько инородно. Без них свод имел бы более классический вид. Но с ними станция приобрела ту нарядность и торжественность, которую она сейчас имеет.

33. Мозаики выполнены в том же стиле, что и на ст.м. "Маяковская". Тут они вписаны в восьмиугольные рамки. Это отдельные произведения искусства, ради которых вполне можно приехать на "Новокузнецкую" и посмотреть.

34. Кроме того в центральном зале стоят торшеры. Это тоже такое очень помпезное решение. причем подсветка сводов идет из за спинок лавочек и вполне возможно, что этого освещения вполне бы хватило. Но со светильниками интерьер стал поистине дворцовым.

35. Ножки торшеров отделаны камнем и металлическими элементами.

36. Станция "Новокузнецкая"  - объект культурного наследия. Это действительно

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Театральная <- Новокузнецкая -> Павелецкая
Пересадка на станцию "Третьяковская" Калужско-Рижской линии.
Пересадка на станцию "Третьяковская" Калининской линии.

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

  • 1
Спасибо за интересный репортаж.

1) Жёлтая краска на вестибюле распространяется и поглощает камень, слой за слоем. сравните фото разных лет. Мрамор закрашивают краской - это нормально, видимо.
2) Про освещение из-за спинок лавочек: давайте исправлять ошибки. Освещение старой части центрального зала и, соответственно, его сводов - это только торшеры. Последнее время там стоят мощные лампы, раньше были слабее. Те светодиодные полосы, которые мы видим за спинками лавочек - это новое включение последних лет, это не элемент освещения станции, а по сути элемент архитектурной подсветки (как внешняя подсветка зданий), они нужны только для того, чтобы высветить картуши.

да, на архивных фото действительно нет подсветки, кроме торшеров. Чего то я не заметил.
...
А закраска краской мрамора и плитки - это я везде замечаю у нас - это варварсво какое то.

Спасибо за интересную подборку фактов!
Давно не читал таких интересных описаний станций.

Конечно, это ужас - желтая краска по мрамору. И, что самое плохое, это делают везде. :-(

Согласен. Камень - вечный материал, а коммунальщики его так поганят.

Не знаете, а почему такая страшная табличка "Новокузнецкая" на стене станции (на последней фото)?

Как будто из казармы или учреждения казённого взятая.

На большинстве других станций как-то старлись, а тут...

Так получилось, что станцию доделывали на действующем перегоне, поэтому к путевой стене было сложно подобраться.
Эта отделка являлась временной, однако, как говорится, нет ничего более постоянного, чем то, что делается на время.

Edited at 2017-04-16 08:19 am (UTC)

  • 1
?

Log in