-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Ст.м. Киевская. (Арбатско-Покровская линия)
-
bluesmaker

Крупные пересадочные узлы московского метро с их бесконечными запутанными переходами, которые так пугают приезжих, всегда вселяли в меня благоговение. Еще с детства. Мне казалось, что количество переходов там бесконечное количество, и запомнить, куда ведет тот или иной подземный ход совершенно невозможно. Лестницы и повороты, вверх, направо, вниз, прямо и налево...  Как будто затерянный город или хитрая крепость. Но прошло время, появился интернет и схемы запутанных пересадок стали доступны, оказалось, что число ходов вполне себе ограничено и вроде никакой тайны тут нет. Но все равно, приступая к большому пересадочному узлу, сердце стучится чуть чаще. Итак, сегодня начнем изучать станции метро "Киевские". Начнем с Арбатско-Покровской линии. Станция открыта в апреле 1953 года. Это была уже вторая станция с таким названием в этом пересадочном узле. Интересно, что станция ровно 50 лет была конечной на "синей" ветке. Начало 50-х - это золотое время для московского метро, станции, открытые в этот период, пополнили копилку самых красивых в нашем метро.

Начнем с ретроспективных фотографий.
Вот уникальные фото из замечательной книги "Московский метрополитен" 1953 года. (отсюда) Немного абстрагируясь от тематики, хочется обратить внимание, что и книги издавали тогда довольно высокого качества, именно культура книгопечатания и компоновки материала очень была высокой. К примеру к 80-летию метрополитена была выпущена отличная книга, отличная по содержанию, но как оформлять книги, как преподнести материал сейчас стали забывать. Верстают книги нынче далекие от этого люди. Но не будем о грустном. Итак на фото фрески со станции и часть подземного вестибюля. Вестибюль совмещенный с "Киевской" Кольцевой линии, которая откроется ровно через год. На фото видно, что тут крутые массивные люстры, похожие люстры на ст.м. "Павелецкая" (Кольцевой линии), а на полу плитка.

А вот фото со станционного зала. В торце еще нет фрески, вместо этого там дверь в техническое помещение. Судя по фото в торце еще нету и лестницы, ведущей в аванзал, интересно.

1. Итак начнем. Совмещенный вестибюль Кольцевой и Арбатско-Покровской линии. Сюда идет проход из вестибюля Филевской линии, который в свою очередь встроен в здание Киевского вокзала.  Вестибюль круглой формы, такой вот, богато украшеный с высокими кесонированными потолками. Жаль, что люстр теперь нету, вместо них современные довольно неуместные светильники.

2.  Там вдалеке выход в город и на станцию Филевской линии.

3. Решетки радиаторов отопления. Красивые.

4. Портал эскалаторного зала отделан мозаикой. Очень здорово.

5. Поглядите какая красота. Все таки, как я уже говорил 50-е в московском метро - золотой век. Внутри портала гермозатвор, он задекорирован решетками с рисунками, такими же, как на решетках на радиаторах.

6. Эскалаторный зал. Тут конечно все очень помпезно. Свод поддерживают колонны ионического ордера с красивыми капителями и отделкой мрамором. По верху идет орнамент, освещение купола спрятано за карниз. Освещение самого зала осуществляется с помощью люстр, размещенных между колонн.

7. Стены тоже отделаны светлым камнем, поверху по всему полукругу идет масштабное мозаичное панно. На нем шествуют украинцы и несут все, что произвели к советскому гербу, который расположен, как раз посредине.

8. Вид в сторону эскалаторного наклона.

9. 4  эскалатора ведут вниз в аванзал. Дальше вниз по эскалатору можно спуститься на Кольцевую линию, а направо идет ход на Арбатско-Покровскую линию.

10. Пойдем как все примерные пассажиры направо. Тут сразу гермозатвор.
11. Переход отделан светлым камнем, а на стенах шикарные бра. Красота и шик.

12. На станцию спускаются два лестничных схода.
13. Проемы над путями отгорожены. Ограждение богато задекорировано, перила из дерева.

14. Сверху можно поглядеть на станцию, на крутые люстры.

15. Вид со станции. Странно, что нет перил в начале лестничного схода. Раньше уделяли внимание таким мелочам.

16. Чтобы потоки не пересекались, выход в город и пересадка на Филевскую линию сделана в виде отдельного перехода, он находится в торце станции. Справа тоже есть ступеньки лестничного схода, он не используется, проем закрыт.

17. Тут также две лестницы. Интересно, что слева висит табличка "Нет прохода" хотя эти две лестницы предназначены именно для перехода и выхода в город. Если посмотреть на фото 10, то видно, что вдалеке как раз выход из этого перехода. Такая же странная тема с табличкой и на на фото 15. Довольно запутанная навигация, как мне показалось. На табличке написано, что тут можно пересесть на Филевскую линию, но тут же можно через аванзал, что на фото 1 спуститься и на Кольцевую.

18. Какое ограждение - красота.

19. Тут вот видно, как переход чуть чуть подрезал лепнину. Небольшие косяки можно найти не только у современных строителей. =)
20. Снова крутые бра на стенах. А что это за проем дальше справа?

21. Вид в обратную сторону.

22. Выход в аванзал, и гермоворота.

23. Указатель посылает нас только наверх в вестибюль для пересадки на Филевскую линию. Однако ограждение не перекрывает возможности спуститься и вниз на Кольцевую.

24. Также на станцию можно попасть с Кольцевой и по отдельному переходу. На заднем плане лестницы на кольцевую.

25. В другую сторону. Гермозатвор и... тут оформление победнее. Светильники просто ужасные.

26. Зато тут есть симпатичная вентрешетка. Что касается меня, так мне очень нравятся старые, вот такие, указатели. Новые пока непривычны и кажется, что шрифт там мелковат, к этому мы уже попривыкли. И да, это фото еще до того, как открылась после реставрации ст.м. "Бауманская".

27. Сама станция сильно загружена. Одна из самых загруженных станций московского метро, в первую десятку по пассажиропотоку она входит уверенно. Также она входит в первую десятку по красоте оформления. Я рекомендую обязательно съездить для того, чтобы полюбоваться декором, хотя это будет и непросто из-за плотного людского потока. Но для тех, кто стоял в очереди на Серова это, я думаю, не так страшно! Совершенно не обязательно идти в музей, в Москве некоторые станции метро не хуже любого музея.

28. Пилоны отделаны снизу мрамором, а вот фриз отделан расписными керамическими панелями. Причем они имеют довольно сложную форму, состоят и большого числа элементов.

29. В оформлении растительный орнамент и, конечно пятиконечные звезды.

30. Очень круто. Керамика - это всегда смотрится очень нарядно и богато. Что за подземный дворец, без таких вот элементов.

31. Недавно фрески, которые украшают своды над пилонами реставрировали, для того, чтобы станцию не перекрывать для пассажиров и даже не препятствовать немалому пассажиропотоку, соорудили такие вот подмости. И реставраторы при работе и пассажиры ходят себе внизу.

32. А вот люстры на станции такие же, как на ст.м. "ВДНХ", однако, похоже, что тут стоят полностью оригинальные плафоны. Верхние и нижние части - стекляшки, разные.

33. Фрески изображают трудовой быт Советской Украины. Вот железнодорожники. Непонятно прощаются или приветствуют друг друга. В любом случае на картинке еще присутствует паровоз ИС-20. ИС- это Иосиф Сталин. В 62 году, после развенчания культа его личности переименовали даже паровозы. Но так как эти фрески написаны раньше, то тут "ИС"!

34. Вот физкультурники с пионеркой.

35. Хлопководы. Интересно. Я вот совершенно не припомню, чтобы Украина славилась хлопком. Оказалось, что в 50-е годы действительно велись работы по выращиванию хлопковых культур, но потом от идеи выращивания хлопка на Украине отказались. Хлопок стали выращивать в среднеазиатских республиках. Страна то был одна, можно было себе позволить такую вот узкую специализацию выращивания сельхоз культур. На заднем плане виден хлопкоуборочный комбайн. Видны буквы СХМ.  Скорее всего это СХМ-48. Забавно, но помимо тружеников на фресках и современная (для тех лет) техника - это должно показывать техническую оснащенность советских тружеников.

36. Вот так выглядела фреска до реставрации.

37. Фреска называется "В детском саду". Классический мотив "Мадонны с младенцем". Дети Советской Украины, несмотря на послевоенные годы, выглядят вполне счастливыми. У девочки даже велосипед.

38. Животноводы.

39. Немного деталей. Вентрешетка.

40. Лавочки тоже не оригинальные. Абсолютно такие же стоят на ст.м. "Проспект мира" Калужско-Рижской линии.

41.

А теперь перейдем к главному украшению станции. Это замечательная фреска "Народные гуляния в Киеве". Эта фреска, как и вообще все оформление станции посвящено 300-летию воссоединения Украины и России. Вот, как она выглядела в последнее время (ее несколько раз реставрировали) до 2010 года.

Но в октябре 2010 года фреска полностью осыпалась. Дело в нарушенной гидроизоляции, вода по вот этой стальной стенке проникала в штукатурку, она стала хрупкой и в какой-то момент произошло неизбежное. (Это и следующее фото взято у russos )

Оценить масштаб трагедии можно вот по этому фото. Катастрофа. Казалось, что мы потеряли фреску безвозвратно. Но слава богу было принято решение не просто замазать стену, оштукатурить и нарисовать другое изображение, фреску решили восстановить.

42. И вот, после 3 лет реставрации специалистами реставрационной мастерской "Китеж", фреска вернулась на свое место. Очень интересно почитать про процесс реставрации, не поленитесь, сходите по ссылке (тут) про реставрацию. На фреске посередине под знаменами товарищ превратился в казака, хотя его до 2010 года дореставрировали до какого то азиата. Появился дедушка за пляшущей девушкой. Реставраторы говорят, что старались восстановить именно оригинальный вариант.

43. Еще раз взглянем на центральный зал станции.



Парк Победы <- Киевская -> Смоленская
Пересадка на ст.м. Киевская (Кольцевой линии)
Пересадка на ст.м. Киевская (Филевской линии)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО

  • 1
Проём на фото 20 - проход к вентшахте.

7. Если я не ошибаюсь, там был Сталин. Потом его выпилили

вполне логично, кстати!

Когда-то жила рядом. И ходила там, проклиная толпы народу и не замечая этой красоты. Спасибо за фотографии.

  • 1
?

Log in