-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Метро Лиссабона
-
bluesmaker

Лиссабонский метрополитен открылся в 1959 году. Тогда открылись первые 11 станций. Сейчас в городе 4 линии, на которых 49 станций Интересно, что как и во многих странах Европы, есть пересадочные узлы с электричками, например станции охватывают крупные железнодорожные вокзалы Oriente и Rossio. А на конечной зеленой ветки можно пересесть на паром. Линии имеют привычную цветовую дифференциацию, это наверное во всем мире единственно понятный способ различать разные линии городского транспорта. Давайте поподробнее рассмотрим некоторые станции, чтобы иметь представление о Лиссабонском метро, о его особенностях.

Схема метро. На схеме показаны также и линии электричек. Линии помимо цвета еще имеют и название и даже эмблему. Например синяя линия называется "Линия чайки", ее символ чайка летящая над волнами. "Линия подсолнуха" - желтая линия, ее эмблема, соответственно, подсолнух. Зеленая - "Линия Каравеллы" и на эмблеме как раз каравелла. Наверное это связано с тем, что линия идет до порта. И красная линия, самая молодая, "Линия Востока", она идет на восток, а также на восточный вокзал "Ориенте". Символ красной линии - роза ветров.


1. Входы в метро естественно разные, но вот, типовой лестничный сход на ст.м. Intendente.

2. Вот еще на, если не ошибаюсь, ст.м. Avenida. Тут другой значок "М" перед входом.

3. Станция метро Terreiro do Paço. Станция с пересадкой на речной транспорт. Архитектура - типичный минимализм. Шлифованный бетон, освещение и таблички навигации, вот и все. Но обратите внимание, что немыслимым образом нет никаких проводов и коммуникации все не торчат. Аккуратность хорошо особенно хорошо смотрится именно среди такого лаконичного дизайна.

4. Пересадка на кораблик. В конце вот этих крытых пирсов посадка на речной транспорт. Про это потом. Сейчас просто хотелось показать такой необычный ТПУ. Естественно весь транспорт в городе работает от одной универсальной карты. Только стоимость на разных видах различная.

5. Спускаемся вниз. Вестибюль тоже довольно лаконичен. Кому то может не понравится, однако архитектурное разнообразие в том числе и в метро - это прекрасно. И меня всегда поражает качество литья бетона. Наши метростроевцы и рядом не стояли. А культура строительства - это очень полезное качество. Недавно открытая у нас ст.м. Румянцево позиционируется, как двухэтажная. Второй этаж - это технические помещения. Тут три этажа, например.

5. Два эскалатора на подъем, два на спуск, дублируются лестницей. Интересно, что эскалаторы с горизонтальным участком - эдакий траволаторо-эскалатор.

6. Станции в основном берегового типа (других я не видел). Еще одна станция - конечная зеленой ветки Cais do Sodré. Это тоже ТПУ. Тут пересадка на электрички до района Белен и дальше до курортного Кашкаиша. На платформах стоят лавочки, мусорки (что для нас конечно необычно). Стены отделаны плиткой, которую у нас некоторые очень не любят, и считают, что отделка мелкой плиткой - это махровый совок. Португальцы и испанцы очень любят отделку плиткой. Тут в Португалии она называется азулежу. Это классическая плитка 140Х140 мм, расписанная и глазурованная.

7. Стены идут сразу на три этажа и по стенам бегут кролики из Алисы в стране чудес.

8. Странно, но никого тут не пугает, что стены отделаны таким архаичным по мнению наших любителей архитектуры материалом, как плитка.

9. Поднимемся на второй этаж.

10. Тут вдоль всей платформы идет траволатор. Можно покататься и полюбоваться на гигантских кроликов. Масштаб, конечно впечатляет. Станция напоминает скорее большой ЖД вокзал или аэропорт.

11. Еще одни станция. Пересадочная Saldanha. Тут тоже плитка. Стены перехода отделаны такой же по размеру плиткой, но смотрится все очень достойно.

12. На платформе все скромнее. Стена из плитки, тоже с рисунком. Поверху идет труба вентиляции, снизу лаконичные скамейки и мусорка, висит на стене.

13. Рисунок на другой стене. Вообще любители современного искусства в Лиссабоне получат массу удовольствия. Тут виден указатель ближе. Эмблема линии - роза ветров. По низу указателя тоже идет красная полоса, которая подсказывает, что мы на красной линии.

14. А теперь посмотрим на самую наверное эпическую станцию. Это станция красной линии - Oriente. Тоже ТПУ. Тут метро пересекается с вокзалом с одноименным названием.

15. Тут тоже отделка плиткой. На потолке какие-то невообразимые декоративные металлические конструкции.

16. Стена оформленная как даже скорее какой то комикс или эпическое полотно.

17. Вот еще стенка с морской тематикой.

18. Поднимаемся в вестибюль. Колонны отделаны тем же перфорированным листом, что и потолок на платформе. Справа на заднем плане видны валидаторы.

19. Еще тут есть огромная рыбина. Судя по гастрономическим пристрастиям местных - это должно быть треска. Рыбина гигантская. Над ней указатель. Станция береговая, поэтому важно сразу знать, по какой лесенке спускаться на нужную сторону платформы.

20. Лесенка на платформу. Ограждение с волнистой отделкой. Везде морская тематика.

21. Еще картина из плитки.

22. Наземного павильона, как такового у станции нет. Выход со станции непосредственно в вокзал.

23. Тут тоже бетон, но очень красиво и стильно сделано. на поверхность ведут эскалаторы и в стеклянном стакане лифт.

24. Внизу рынок, но, что необычно, книжный!

25. Поднимаемся наверх. Тут красота.

26. Гигантский козырек, с нереальным просто выносом. Ребристая структура уже выдает автора этой эпической конструкции.

27. Две массивные бетонные опоры.

28. Вокзал, открытый в 1998 году к международной выставке Экспо, спроектировал испанец Сантьяго Калатрава. Это один из самых красивых современных вокзала. Ну а с моей точки зрения все творения Калатравы - однозначно шедевры архитектуры.

29. И еще одна станция. Станция, которая частенько попадает в рейтинги самых красивых станций метро мира. Это ст.м. Olaias. Тут присутствует привычная нашему глазу отделка всех поверхностей - потолок, колонны и стены. Очень круто сделаны колонны. Они как будто гигантские металлические трубы, проклепанные и сваренные из секций.

30. Потолок отделан... чем то полупрозрачным. Какими то панелями, может из поликарбоната, или может это вообще натянуты полотна какой то негорючей ткани. Станция очень пестрая. У нас все так боялись, что ст.м. Румянцево будет очень яркой, или вот оформление ст.м. Жулебино с Лермонтовским проспектом слишком смелое. Тут ценители классики и серости вообще бились бы в припадке.

31. Роскошные колонны.

32. А вот стены. Они отделаны мало того, что разноцветными панелями, они еще и идут под углом. Симпатично. Пол тоже продолжает лоскутную тематику.

33. Витражи в торце станции тоже сложной формы.

34. Еще немного деталей. Это автомат по продаже и "подзарядке" билетов. Тут надписи шрифтом Брайля. Автомат принимает наличку, как монеты, так и бумажки, а также банковские карты.

35. Вот такие вот универсальные карты используются для всего транспорта города Лиссабона. На оборотной стороне карты нарисованы автобус, кораблик, электричка и, собственно метро. Удобно. Однако тут есть нюансы. Стоимость различная в разных видах транспорта. Поэтому, если вы записали поездки на метро, то на кораблике надо брать другую карту. У нас в какой то момент скопилось по 3 карточки у каждого и приходилось их распихивать в разные карманы. Эта - на метро, та на кораблик, а вот эта на трамвай. Вполне возможно, что мы не до конца разобрались, но мы честно старались вникнуть в систему оплаты, как настоящие туристы. Еще интересный момент. В метро карточку нужно валидировать на вход и на выход. По приезде мы на двоих взяли одну карту на две поездки. Я прошел, жена прошла и мы поехали, а выйти смог только я один, приложив карточку, второй раз карта отказалась срабатывать. Слава богу бдительные дежурные у валидаторов поняв, что мы бестолковые туристы, выпустили таки нас из метро.

Жаль, что не удалось поглядеть больше. Но это отличный повод вернуться в Лиссабон и посмотреть на его станции, на современное искусство вплетенное в оформление, на плитку, которой тут облицовано все, на весь этот свежий взгляд, так пока далекий от наших архитекторов, проектирующих метро.

  • 1
Это к чему? Может шлак в вашей голове?

Очень круто! Эмблема у каждой линии - никогда такого не встречал, здорово придумали.

да, оригинально придумали.

Не понел, как это можно назвать "свежим" взглядом. С той же Румянцево большинство станций рядом не стояло.

Я на кораблике не катался, но у меня «вива виажем» просто требовала денег и этих денег списывала — 1,25 за метро, 15 и 28 трамваи (2,85 у вагоновожатого) и лифт Св. Юстины (5 евро за раз с недогадливых). Электричка до Кашкайша — 2,20 что ли в один конец или 2,60. В Кашкайше на автобус до мыса Рока лиссабонская карточка уже не работает, там свой оператор, поэтому пришлось заплатить водителю 3,60 за каждый конец (но оно того вполне стоило, как по мне).

По Вива можно доехать из Лиссабона и до Синтры и до Кашкаиша, а также из Синтры в Кашкаиш через мыс Рока или в обратную сторону. По Синтре с этой картой можно передвигаться не на всех маршрутах, так как там работают несколько перевозчиков, в частности нужный нам Scotturb. Если повнимательнее изучать сайт португальских жд, то найдёте там такой тип билета как Train & Bus, спросите про него кассах вокзала Cais do Sodre или Rossio, билет себя однозначно окупит! Только есть один момент, жд-шники продают вроде ту же карту Вива, но с прямыми углами, а в метро для всего городского транспорта Лиссабона карту со скруглёнными углами, внешне карты один в один, но карта купленная в метро на жд не покатит - проверено, да и читал где-то до первой поездки. Картой же купленой в метро оплачивал проезд и в трамваях, и в автобусах, и на фуникулерах, и конечно на паромах и в метро. Просто читайте внимательней инфу на сайте Carris, не все типы билетов можно одновременно записать на карту...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account