-

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

Previous Entry Share Next Entry
Как и чем заправляют самолеты.
-
bluesmaker

Сегодня мы с вами посмотрим как заправляют самолеты и как доставляют горючее до этих самых самолетов. Всегда интересно понаблюдать за всякими скрытыми от обывателей процессами. Тем более, что качественное горючее для самолета - это не просто важно, это вопрос безопасности пассажиров. Еще в прошлый раз на споттинге в Шереметьево я обращал внимание на машинки с бело-синей раскраской, которые то и дело снуют по полю к самолетам, заправляя их. В этот раз сотрудники Газпромнефть-Аэро любезно показали нам, как они выполняют свою работу. Забегая вперед - очень впечатляет.
1. Итак начнем с летного поля. С непосредственно заправки. Это верхушка айсберга, а точнее конечная точка технологического процесса.

2. В качестве подопытного выступил Ф. Тютчев. Аэробус А330. Емкость его баков 139 000 л, а вот в таком вот симпатичном заправщике - 45 000л. Поэтому, чтобы заправить эту птичку нужен не один топливозаправщик.

3. Вместе с нами за заправкой следил Давкин Роман Юрьевич.

4. Заправка не быстрое мероприятие. Телевизионщики расчехлили свои камеры.

5. И набросились на представителя Газпромнефти.

6. На заднем плене что-то капает из самолета. =)

7. К соседнему борту тоже направляется топливозаправщик. Кстати маркировка на борту ТС-1 - это марка авиационного керосина

8. Еще представители Газпромнефти.

9. На счетчике уже 36129 литров.

10. Топливозаправщик на базе шасси VOLVO, а вот остальное производства отечественной НПО "АВИАТЕХНОЛОГИЯ"

11. Все, один топливозаправщик опустошили. Кстати обратите внимание, что закачивается топливо с помощью двух шлангов. Одним наверное операция по заправке длилась бы бесконечно долго.

12. Я так понял это показатель заполненности бака горючим. Красивая стильная штука.

13. Следующий подкатил.

14. Кстати, нельзя просто взять и заправить самолет. Для начала необходимо обезопасить себя от случайной искры. Статическое электричество и разность потенциалов может дать искру и все.

15. Поэтому перед началом заправки топливозаправщик заземляют.

16. Заглушки снимают. Кстати современные самолеты способны сами перераспределять топливо внутри себя, для оптимизации распределения веса, так что топливо льет в одну "дырку" а дальше уже работает автоматика самого воздушного судна.

17. Присоединяют шланг. Сначала один, потом другой.

18. Что меня поразило. Так это то, что на автомобилях нет никаких подтеков или следов керосина. Заправка, очень аккуратный процесс, никаких утечек совершенно не допускается. Поэтому все заправщики выглядят как будто только с конвейера. Понятно, что для пресс-тура машину почистили дополнительно, но я поглядел по сторонам на другие агрегаты и везде одно и то же. Все чисто. Это приятно. Еще одна интересная вещь на этом фото. В кабине видно дополнительное оборудование, связанное с заправкой топливом. Вот тут совок во всем великолепии. Огромный такой ящик. Хотя с другой стороны место в кабине есть.

19. Далее все, уходим с летного поля и вообще уезжаем из Аэропорта и едем на топливозаправочный комплекс (ТЗК). Газпромнефть-Аэро Шереметьево - это современнейший комплекс. Он введен в эксплуатацию в 2012 году.

20. Объект серьезный. Огражден колючкой.

21. Пойдем посмотрим то, как все происходит. ТЗК по сути выполняет роль перегрузки керосина из трубы в топливозаправщик. На территории комплекса необходимо ходить в каске (я тут же представил себе ее полезность в случае, если что нибудь загорится =) ). Помимо этого на территории под запретом мобильные телефоны и другие электронные гаджеты. Курение, естественно тоже недопустимо. На территории ТЗК устойчивый запах керосина, так что все это вполне обоснованно.

22. Начинаем мы с места, где из земли выползает труба с керосином, поступающим с Московского НПЗ и даже с Ярославского НПЗ.

23. Вот и труба, справа выходит из земли. Сперва на входе стоит система обеспечения безопасности, которая в случае чего отсекает поступление керосина в комплекс.

24. Зам. ген директора по технологии Кривошеев Виталий Александрович провел нас по всем технологическим этапам и видно, что человек в совершенстве знаком с процессами, протекающими вверенном ему ТЗК. Более того создалось впечатление, что он гордится своей работой и комплексом в целом. Это очень здорово, когда человек так увлечен своей работой.

25. Далее топливо поступает в систему СИКНП (система измерения количества и качества нефтепродуктов). Это входной контроль поступающего горючего. Тут происходит учет параметров, таких как температура, плотность, масса поступающего продукта. Для интересующихся слева технологическая схема. Над дверью куча всяких сигнализирующих индикаторов. Интересны таблички слева. "Стой! Включи вентилятор" возможно в помещении может скапливаться газ в случае нештатной ситуации. А вот табличка "Посторонним вход воспрещен" говорит о том, что помещение учета - это серьезно. Чтобы никто не "скрутил" счетчики, помещение запирается. =)

26. Внутри царство нержавейки.

27. Шикарные аналоговые манометры.

28. Честно говоря не зная тонкостей тех процесса разобраться что к чему довольно сложно. Особенно таким несведущим людям, как я.

29. Однако сотрудники терпеливо отвечают на вопросы телевизионщиков, пытаясь донести до аудитории тонкости процесса.

30. В итоге все это нужно, чтобы контролировать качество топлива на входе в комплекс.

31. Массивные детали "старой школы"

32. Качество топлива проверено, и оно поступает.... на фильтры. Интересно, что в системе есть фильтрующие установки. Казалось бы качество топлива должны обеспечивать поставщики, но все равно, чтобы максимально обезопасить потребителей от всяких примесей и воды. В СИКНП стоит фильтр грубой очистки, который отсекает крупные включения (если они есть) и препятствует попаданию всякого мусора на более тонкие и чувствительные фильтры НФС (насосно-фильтрационной станции)

33. Слева как раз НФС.

34. Главная задача системы - устранение примесей и перекачка топлива в резервуары.

35. Тут тоже все массивное и нержавеющее. Брутально смотрится. И не мудрено. Все тут выполнено во взрывозащищенном исполнении. Система защиты агрегатов очень высокая.

36. Виталий Александрович продолжает свой рассказ.

37. Тут модульная система. Комплекс включает три модуля на прием и три на выдачу. В каждом модуле предварительный фильтр, фильтр водоотделитель и всяческие датчики.

38. Все это управляется двумя компьютерами. Русский язык? нет, не слышал. Опять же прибор во взрывозащищенном корпусе. Поглядите сколько винтов скрепляют половинки прибора.

39. Немного датчиков. Я так понимаю основной - электронный, от него идут провода в контроллер, а олдскульный манометр для красоты для возможности контроля в случае непредвиденной ситуации, например, если откажет электроника.

40. Еще какая-то ушастая скороварка...

41. Интересная штука. Пожарная бочка. "Не снимайте это, это пережиток прошлого". Дело в том, что по пожарным нормам необходимо иметь на территории подобный агрегат.

42. Идем дальше. Резервуарный парк. Тут четыре резервуара по 4650 куб.м. производство ОАО "Самарский резервуарный завод". Мне было интересно и я спросил насчет защитного покрытия резервуаров изнутри, ведь это обычная сталюга, не нержавеющая. Покрытие рассчитано на 50 лет.

43. В резервуарах куча датчиков, которые контролируют концентрацию газа, температуру... клапаны, которые, как в скороварке позволяют "дышать" резервуарам при возникновении избыточного давления. Основная цель резервуаров - отстаивание топлива. Дно конусное и все посторонние включения оседают на его дне.

44. А это "Площадка насосно-фильтрационного оборудования для дренирования и выдачи СНО" Тут стоит насос выдающий топливо на заправку топливозаправщика, а также еще один фильтр (сколько можно то уже!)

45. Интересная часть этого комплекса - большая 160 литровая прозрачная банка. В нее можно слить топливо из резервуара и визуально проверить его качество. Процесс наполнения колбы - завораживает.

46. Поглядели, да, все чисто, теперь сливаем обратно. Тоже очень феерично.

47. Такая вот штука.

48. Схема. Обратите внимание сколько разных датчиков в резервуарах.

49. Еще важный момент. Лаборатория ГСМ. Комплекс, где осуществляют контроль качества продукции. Тут все как в любой лаборатории. Пробирки, всякие непонятные приборы.

50. Сотрудники немного смущены таким обилием внимания. В обычный рабочий день тут царит тишина и покой.

51. Мммм, пробирки.

52. Кругом зелень в горшочках.

53. Еще приборы.

54. Еще лаборанты.

55. Измерения чего-то в прямом эфире. Затрудняюсь сказать что именно.

56. Клизма. Ну а как без нее.

57. В общем тут тоже все аккуратно и чисто.

58. Кстати о чистоте. Хотя тут исключены протечки топлива, но чисто теоретически газ может оседать и попадать в почву, поэтому всю воду на территории комплекса собирают и пропускают через очистные сооружения.

59. Комплекс произведен  ООО "СТРОЙИНЖИНИРИНГ".

60. Вода очищается от нефтепродуктов и отправляется в ливневку. Говорят, что "зеленые" очень любят тут брать пробы воды, но видимо всякий раз расстраиваются от результата.

61. Чтобы не быть голословным нас продемонстрировали качество воды на выходе. Да, вода не питьевая. Но этого и не требуется для того, чтобы сливать ее в ливневку.

62. На просвет очень прозрачная.

63. Еще одно помещение ТЗК. Станция пожаротушения. Как только срабатывает тревожный сигнал два насоса начинают нагнетать воду в пожарные колодцы, откуда ее могут забирать для тушения.

64. Вот эти два могучих насоса. На улице стоят большие резервуары с водой. Более того, они оснащены обогревом для эксплуатации в холодное время года.

65. А вот то, с чего мы начали - топливозаправщик. Если не летном поле нам нельзя было подойти и поглядеть на него поближе, тут можно это сделать.

66. Оборудование закрыто за этой дверцей.

67. Много всякой красоты. Снизу счетчик топлива, сейчас на нем нули.

68. Можно включить освещение. Видимо для работы в любое время суток

69. Интересная штука сейчас в руках у сотрудника. Человек должен нажимать на эту кнопку для подтверждения своей дееспособности. Если что-то случится, система заблокируется.

70. Для того, чтобы добраться до баков в крыле, тут есть лесенка.

71. И кабинка с подъемником.

72. Логотип на "бочке"

73. Заправщик собран на базе VOLVO FM.

74. Последний пункт нашего путешествия - это мозговой центр. Комплекс автоматизирован, как это теперь принято. Система АСУ ТП замкнута на операторов, следящих за процессами.

75. У них на мониторах, классические картинки SCADA системы. Которая позволяет отслеживать показания всех датчиков, а также следить за работой автоматических клапанов, насосов и другого оборудования.

76. можно укрупнить какую либо схему и более подробно посмотреть на параметры элементов. Отсюда же можно и управлять процессами. Открывать и закрывать клапаны, включать насосы. Ведется и история работы всех элементов системы, которая записывается и хранится на диске.

77. Сюда же заведена пожарная сигнализация. По сути из операторской можно управлять и контролировать весь ТЗК.

Было интересно. Теперь можно быть спокойным за качество топлива, которое заливают в самолеты, которыми мы летаем.

Большое спасибо "Фан-клубу аэропорта Шереметьево" и Прокопову Ирину Александровну, а также
компании "Газпромнефть - Аэро Шереметьево" и лично Даниленко Сергею Викторовичу за интересное мероптиятие.

?

Log in

No account? Create an account